Упаковка молочных продуктов как фактор качества
За последние годы потребление пластиковой упаковки для молочной продукции в России вырос существенно. С ее возросшей популярностью доля её использования в общем объеме упаковочных материалов подошла к отметке в 40%. Вследствие суровой экономической и геополитической обстановки в России отечественные производители упаковки стремятся увеличить производственные мощности, чтобы обеспечить спрос на рынке. Но при этом молочные производители повышают требования к качеству молочной тары, делая ее наравне с зарубежными аналогами.
В данной статье мы рассмотрим различные типы упаковки для молочной продукции и необходимые требования, которые выдвигаются к ним российским законодательством.
На рынке молочной продукции сегодня представлено огромное разнообразие упаковки, что заставляет покупателей проводить много времени возле прилавков, выбирая нужный продукт. Молочную продукцию фасуют в бумагу, картон, алюминиевую фольгу, ламинированную пленку, пластиковую, стеклянную и жестяную тару. Производители молочной продукции стремятся предложить клиентам действительно качественный и полезный продукт, для чего необходимо знать, какие материалы упаковки следует использовать для каждой группы молочных товаров, а также как вид фасовки может повлиять на сроки хранения продукции. В этой статье мы рассмотрим три основных вида молочной упаковки.
Первый вид – мягкая упаковка (фин-пак, берта-пак и др.). Она считается наиболее универсальной. Упаковка изготавливается из полиэтилена повышенной прочности и имеет форму пакета. Она наиболее часто используется для розлива пастеризованного молока. Главные преимущества мягкой упаковки – это ее низкая себестоимость и малый вес. Однако есть и некоторые недостатки: у мягкой упаковки низкие сроки хранения продукта, и упаковка теряет свою форму после вскрытия.
Второй вид – полужесткая упаковка, которая может быть произведена из термопластичных материалов, таких как полиэтилентерефталат, полистирол, полипропилен и других. Она обладает преимуществами перед полиэтиленовыми пакетами благодаря наличию формы и предусмотренной конструкцией крышки, пленки или фольги для ее закрытия. Термопластичные материалы хороши для хранения кисломолочной продукции. Йогурты, сметана, ряженка, творог часто фасуются именно в такую упаковку. Полужесткая упаковка удароустойчива, сохраняет форму и, если используется многослойный барьерный материал и газовая среда при упаковке, увеличивает сроки хранения продуктов в 2-3 раза.
Третий вид – полужесткая упаковка из листовых и комбинированных материалов (тетра-пак, тетра-брик, пюр-пак, элопак и др.). Это картонные пакеты различных видов, которые сегодня являются популярным и распространенным решением для упаковки. Прочность материала, легкость, компактность и высокая экологичность (может подвергаться вторичной переработке) делают этот вид упаковки привлекательным. Самый популярный пакет данного вида фасовки называется тетра-пак. Он полностью защищает продукт от света и позволяет хранить молочную продукцию в течение длительного времени.
Ежегодно в России производится около 33 млн тонн молока. Согласно данным Международной молочной федерации (IDF), потребление молока на душу населения в год составляет 173 литра в России, тогда как медицинская норма потребления – 392 литра, включая цельное молоко, которое должно составлять 116 литров.
Статья о молочной таре: маркировка и дизайн
По законодательству производитель обязан прописать определенную информацию на упаковке молочной продукции. Среди указаний должны быть наименование товара, масса нетто, дату изготовления, срок хранения, штрих-код и прочее. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), вступивший в силу на территории России в 2012 году, подробно описывает требования к маркировке тары. Согласно документу, на упаковке должны быть указаны цифровое и/или буквенное обозначение материала, из которого изготовлена тара, а также соответствующие пиктограммы и символы.
Кроме того, производитель должен предоставить рекомендации, как, например, «Встряхнуть перед употреблением!», «Вскрытый пакет употребить в течение суток», и сведения о пищевой и энергетической ценности продукта. Для молочной продукции на упаковке должны быть указаны данные о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот, трансизомеров жирных кислот и других характеристик.
Касательно дизайна упаковки молочных продуктов, ни в одном регламентирующем документе не прописывается конкретных требований. Тем не менее, у многих производителей есть своя концепция об оформлении упаковки для данной категории продуктов. Обычно в дизайне используются зеленые луга, картинки коров, белый фон и т.д. Некоторые производители, однако, идут дальше и предлагают новые дизайнерские решения.
В Лондоне, например, можно найти молоко в бутылках с двумя горлышками. В Новосибирске продается молоко, упакованное в коробку в форме головы Бэтмена. В Северодвинске выпускают молоко в коробках черного цвета. Один дизайнер из Техаса создал упаковку, в виде коровьего вымени. Чтобы налить молоко из этой упаковки, нужно сдавить рукой коробку, имитируя движения в процессе доения.
Как выбрать оптимальную упаковку для молочных продуктов
Хотя каждый год производители молочной упаковки предлагают новые технические и маркетинговые решения, определенные тенденции можно отметить в соотношении типа продукции и вида упаковки.
Молоко и жидкие молочные продукты обычно разливают в пластмассовые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также пакеты из комбинированных материалов. При асептической обработке упаковка приобретает высокую степень гигиеничности, что делает продукт безопасным для употребления и увеличивает срок его годности.
Кисломолочная продукция обычно фасуется в полужесткую тару, изготовленную из комбинированных материалов, а также в полужесткую тару небольшой вместимости, изготовленную из ударопрочных материалов. Многослойные и комбинированные упаковки с добавлением белого пигмента в наружных слоях и черной сажи в среднем слое имеют высокую непрозрачность, что обеспечивает сохранность продукта на длительный срок.
Для творожной продукции и сливочного масла важно обеспечить высокую жиронепроницаемость и прочность во влажном состоянии. Для этой категории товаров подходят пергаментная бумага, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольга двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткая тара из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.
Традиционной упаковкой для мороженого являются материалы на основе бумаги, такие как пергамент, пергамин, подпергамент, парафинированные и ламинированные материалы в сочетании с термопластами, алюминиевой фольгой и др. Мороженое, содержащее не менее 5% молочного жира, упаковывают в стаканчики из полипропилена, которые легко герметизировать, используя горячий и холодный способы склеивания.
Для упаковки мягких сыров применяют парафинированные композиции, монопленки из полимерных материалов, комбинированные материалы с различными структурами и сочетанием слоев, расплавы, растворы и водные дисперсии из высокомолекулярных соединений различной химической природы.
Детское питание упаковывают в пакеты тетра-брик-асептик, состоящие из нескольких слоев полиолефинов, картона и алюминиевой фольги, которые обеспечивают форму упаковки, влагостойкость и герметичность. Сухие молочные смеси обычно упаковывают в картонные пачки с вкладышем из полимерных материалов типа цефлена. Пластиковые термоформованные стаканчики из полипропилена все чаще используют для упаковки детского питания. Этот материал разрешен для пакования пищевых продуктов для детей и обеспечивает продукту длительное хранение в упаковке.
Многие производители молочной продукции при выборе упаковки не руководствуются только дизайном и техническими характеристиками, но и способом открытия пакета. На данный момент доступны различные методы закрытия/открытия емкостей для молочной продукции благодаря прогрессивным технологиям. Некоторые популярные виды упаковки включают:
- Перфорация - просто отогнуть верхние углы пакета, расправив его, и надорвать по указанной линии;
- Отрывной ярлычок - с возможностью открыть пакет без помощи ножниц, закрывает отверстие для питья и закрепляется на пакете;
- Пластиковая крышка - легко открывается и закрывается, подходит для многократного использования;
- Крышка обтекаемой формы - открывается с характерным щелчком, в открытом положении поднимается вертикально, находится защитная мембрана для гарантии того, что пакет не был открыт ранее;
- Отверстие для соломинки - пробивается в пакете в специальном месте, обеспечивает быстрое и удобное потребление продукта.
Существуют и другие виды упаковки, которые становятся все более популярными среди производителей. Особенно популярна пластиковая тара, которая может быть использована для различных продуктов в форме стаканчиков, таких как сметана, майонез, йогурты, творожные сыры, супы и т.д. Ее индивидуализация и доступная стоимость делают этот вид упаковки еще более привлекательным, а использование полипропилена с добавлением высокобарьерного слоя EVOH позволяет увеличить срок хранения молочных продуктов. Способы открытия/закрытия подобной упаковки также могут варьироваться, включая пленку с крышкой-нахлобучкой, крышку-нахлобучку, высечку (платинку) из фольги.
Сегодня широкую популярность у производителей приобретает асептическая упаковка, при которой сначала стерилизуется продукт и упаковочный материал, а затем тара наполняется пищевым сырьем и закупоривается в условиях стерильности. Такая упаковка гарантирует защиту продукта от быстрой порчи и позволяет продлить срок его хранения без использования консервантов. Она обычно состоит из картонного корпуса, пленки из полиэтилена и алюминия.
Для продления срока годности молочной продукции производители используют новые методы фасования с использованием безопасных газомодифицированных смесей. Эти смеси создают в упаковке антибактериальную среду, что помогает сохранить все вкусовые качества продукта без использования консервантов.
Современные производители молочной упаковки предлагают широкий выбор изделий, что позволяет выбрать наиболее инновационную упаковку, однако такое разнообразие товаров также усложняет выбор производителя при покупке.
Фото: freepik.com