Как проводится таможенная очистка грузов: процедура и правовые нормы
Таможенная очистка груза – это необходимая процедура, которую также называют растаможкой, и которую обязаны пройти все товары при пересечении границы государств или их групп. В силу сложного таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), прохождение таможенной очистки груза самостоятельно может оказаться непростой задачей.
Чтобы процедура таможенной очистки прошла быстро, без проблем и задержек, компании зачастую обращаются за помощью к специализированным организациям – таможенным представителям (агентам). Эти организации помогают клиентам разобраться в сложностях и тонкостях процедуры таможенной очистки грузов, которые ввозятся на территорию РФ и ЕАЭС.
Если вы хотите узнать больше о процедуре таможенной очистки грузов, которые пересекают границу РФ и ЕАЭС, то обязательно прочитайте нашу статью.
Таможенная очистка грузов: понимание сущности
В основном, таможенная очистка груза - это процесс таможенного оформления и уплаты таможенных пошлин. В этой работе, таможенный брокер, или таможенный представитель, является агентом, который может на основании заказа заказчика выполнять любые действия по таможенной очистке груза.
При движении груза через границу он попадает под рубрику одной из таможенных процедур, которые определены Разделом IV Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (TK ЕAЭС или Кодекс). Основными процедурами являются: выпуск товара для внутреннего использования (импорт) и экспорт. Кроме того, существуют и другие таможенные процедуры, такие как транзит (через территорию таможенного союза), переработка, реимпорт, реэкспорт, хранение иностранных товаров на таможенном складе, уничтожение грузов и т. д.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 289-ФЗ) предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию РФ из стран, не являющихся членами Таможенного союза, декларант должен внести предварительные данные о перевозке товаров на таможенный орган, а также указать место и время пересечения границы Евразийского экономического союза. При необходимости могут быть предоставлены сертификаты, разрешения, лицензии или другие документы. Затем декларант выполняет таможенные операции, связанные с размещением груза на временное хранение на таможенном складе или с их таможенным декларированием. Согласно статье 12 Закона № 289-ФЗ, указанные действия могут выполнять заинтересованные лица, такие как таможенный брокер или представитель компании, владеющей грузом.
Таможенный союз ЕАЭС является организацией, направленной на создание единой нормативной системы для всех государств-участников, в число которых входят Российская Федерация, Киргизия, Беларусь, Казахстан и Армения. Страны ЕАЭС имеют общие таможенные тарифы, а также другие меры регулирования торговли в отношении стран-партнеров. При взаимных отношениях между странами ЕАЭС, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. На территории ЕАЭС существуют сокращенные правила транспортировки грузов.
Таможенная очистка товаров
При экспортировании товаров из Российской Федерации необходимо соблюдать процедуру таможенной очистки. Декларант или его представитель обязаны передать таможенному органу определенные документы и сведения в соответствии со статьей 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Каждый вид транспорта имеет свой перечень документов, среди которых обязательно должна быть таможенная декларация. Документы могут быть предоставлены в электронном виде, но в любой момент таможенный орган может потребовать оригиналы.
Один из ключевых моментов при оформлении таможенной декларации - это правильное указание наименований товаров и их кодов в соответствии с системой классификации товаров в международной торговле (Гармонизированная система) или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Необходимо определить правильный код каждого товара, что может быть непросто и привести к нежелательным ошибкам.
После того, как таможенный орган одобрит убытие товаров, соответствующие отметки ставятся на декларации. Если товары имеют статус товаров Таможенного союза, их вывоз из России в государства-члены Таможенного союза не имеет ограничений, если это не в противоречии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.
Процедура таможенной очистки при импорте имеет некоторые сходства с процедурой экспорта. Однако, чтобы пройти растаможивание, необходимо определенное количество условий, а именно, уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы. Это должно быть выполнено до того, как товары будут выпущены в свободное обращение. Следует отметить, что термин «таможенная очистка» почти всегда используется в связи с импортом в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Активность таможенных брокеров по растаможке грузов обычно включает два уровня: подготовительный и таможенную очистку. Первый этап заключается в анализе полученных данных, рассмотрении таможенных пошлин, определении кодов товаров по товарной номенклатуре ВЭД и заполнении декларации на товары.
На следующем этапе таможенный брокер начинает взаимодействовать с таможенными органами. Он должен заполнить транспортные документы, заплатить сборы и рассчитать пошлины и налоги. Чтобы осуществить эту работу должны быть осведомлены о последних изменениях таможенного законодательства, которое, кстати, считается одним из самых сложных в мире. Если у вас нет уверенности в таможенных процедурах, то лучше обратиться к брокеру. Как правило, компании, выступающие таможенными агентами, предлагают услуги по перевозке и таможенной очистке в комплексе — т.е. "под ключ", что является удобным и для клиента.
Кроме того, стоит помнить, что к ввозным (импортным) таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина, НДС, акцизы, таможенные сборы. Вывозные (экспортные) платежи включают вывозную таможенную пошлину и таможенные сборы. Ввозные пошлины устанавливаются Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), тогда как вывозные пошлины — Правительством РФ.
Правовые аспекты в таможенной деятельности России основаны на следующих основных документах: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Закон РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе» (в редакции от 3 августа 2018 года).
Вступление в силу ТК ЕАЭС в 2018 году явилось причиной создания закона № 289-ФЗ. Применительно к этому, федеральный закон от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» действует до 2020 года лишь в отдельных статьях.
Важно отметить, что последние версии этих документов представлены в соответствии с новыми тенденциями законотворчества и не перегружены деталями, что дает возможность понимать их. Однако, помимо этих документов, существует большое количество подзаконных правовых актов, писем и мероприятий, которые издается Федеральной таможенной службой (ФТС), Правительством РФ, на интересующие структуры и самими таможнями. Именно поэтому в области таможенного права существует множество проблем, коллизий и противоречий, с которыми сталкиваются многие компании, работающие в сфере экспорта и импорта товаров.
Часто таможенные брокеры помогают в облегчении процесса таможенной очистки для товара клиента. Они имеют большой опыт в разрешении подобных вопросов.
К сожалению, сотрудники таможенных органов не всегда действуют в соответствии с законом и могут воспользоваться юридической неграмотностью компаний, участвующих в внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Например, инспектор может недопустить заявленную таможенную стоимость товара или не оформить его в соответствии с выбранным таможенным режимом. Иногда участникам ВЭД запрашивают несуществующие документы, возникают задержки возврата излишне уплаченных таможенных платежей или инспекторы могут отказать в принятии декларации из-за малейшей ошибки в документах.
Решение таких проблем без максимально компетентной помощи специалиста в области таможенного дела остается не всегда практически выполнимым.
Как избежать рисков при таможенной очистке грузов
Снижение рисков при таможенных процедурах является актуальной проблемой для компаний, занимающихся экспортом или импортом товаров. Для уменьшения упомянутых рисков компания может прибегнуть к услугам лицензированного таможенного брокера, либо нанять специалиста в штат. Данная рекомендация обоснована тем, что иметь собственного специалиста в штате выгодно только для крупных компаний, которые имеют постоянный поток товаров, подлежащих таможенной очистке. Во всех остальных случаях обращение к таможенному брокеру позволит повысить эффективность прохождения таможенных процедур и снизить затраты на содержание штатного юриста.
Если экспортируемые или импортируемые товары входят в так называемую группу риска, то рекомендуется проявлять особую осторожность при прохождении таможенных процедур. Перечень таких товаров регулярно обновляется таможенными органами, поэтому имеет смысл внимательно следить за изменениями в законодательстве.
Непрофессиональное взаимодействие с таможенными органами может привести к задержкам таможенного оформления, крупным штрафам и даже конфискации товаров. Чтобы избежать данных рисков, необходимо обратиться к таможенному брокеру, особенно если в компании нет собственного специалиста в данной области или товар приходит на новый таможенный пост. Таможенная очистка грузов является сложной процедурой, требующей высокой квалификации и знания законодательства. Для оптимизации данного процесса полезно поручить его профессионалам, работающим в данной области.
Фото: freepik.com