19 августа

19 августа 1944 года прославленный советский летчик Александр Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза.

19 августа 1944 года прославленный советский летчик Александр Покрышкин стал первым трижды Героем Советского Союза.

Бои в воздухе с гитлеровскими люфтваффе в Великую Отечественную войну начались для “сталинских соколов” с тяжелых поражений. Дабы переломить эту ситуацию, в борьбу включились лучшие советские асы. Одним из них являлся летчик-новатор Александр Покрышкин, родившийся 19 марта 110 лет назад.

Становление летчика

Покрышкин был вторым ребенком из шести в семье фабричного рабочего Ивана и домохозяйки Ксении, которые жили в Ново-Николаевске Томской губернии (ныне Новосибирск). В СМИ и некоторых справочниках ныне значится иная дата его рождения — 6 марта. Однако согласно метрической книге о рождении, браке и смерти по Томской духовной консистории местной Покровской церкви это произошло 6 марта 1913 года по старому стилю (19 марта по новому). Семья Покрышкиных жила небогато, а после несчастного случая на стройке в 1909 году, вследствие которого отец стал инвалидом, и вовсе было тяжело сводить концы с концами. Тем не менее непростое детство не помешало Александру Покрышкину в 12-летнем возрасте увлечься авиацией и начать заниматься в авиамодельном кружке. В 1928 году, после окончания семилетней школы, он стал работать слесарем-инструментальщиком на стройке вместе с отцом и дядей и параллельно обучаться в техническом училище, а затем и в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения.

В 1932 году парень вступил в Красную армию и окончил за время службы Пермскую авиационную школу авиатехников, а также курсы усовершенствования технического состава им. К.Е. Ворошилова в Ленинграде. С декабря 1934 года Александр Покрышкин служил старшим авиатехником авиазвена в стрелковой дивизии, успев, благодаря поддержке Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ, позже ДОСААФ), за четыре года освоить полеты на учебном самолете в Краснодарском аэроклубе. Он добился и направления в Качинскую авиашколу им. А.Ф. Мясникова, окончив ее с отличием в ноябре 1939 года.

Тактические приемы в военное время

Лейтенант Покрышкин был распределен в 55-й истребительный авиаполк (иап) — на аэродроме Бельцы в Молдавии он вместе с однополчанами освоил истребитель МиГ-3 и 22 июня встретил врага в небе. Правда, первым сбитым самолетом Покрышкина стал свой же бомбардировщик Су-2: летный состав не был проинформирован о новых машинах, которые поступили на вооружение советских ВВС.

Вместе с полком летчик участвовал в Мелитопольской, Донбасской, Ростовской и других операциях, дважды был сбит, но каждый раз возвращался к своим. Старший лейтенант Покрышкин много летал, набирался опыта, стремился найти новые тактические приемы, чтобы повысить эффективность каждого вылета. Он даже завел специальную тетрадь “Тактика истребителей в бою”.

Он считал верным отказаться от полетов звеном, а действовать парами или четверками в разомкнутом строю, шире использовать вертикальный маневр в бою. Как сам он рассказывал в книге “Познать себя в бою”, он часто использовал такой прием:”Предварительно набрав большую высоту, на снижении разгонял своего “мига”, метеором проносился сквозь группу “мессершмиттов” (Messerschmitt). На большой скорости отрывался от них и выходил из зоны зенитного огня. А затем на бреющем, чуть не цепляя винтом траву, шел вдоль вражеских колонн. На малой высоте и солидной скорости мне были не страшны “эрликоны” (автоматические пушки Oerlikon). Я научился летать в сплошной облачности, подкрадываться к цели скрытно, уходить в облака при опасности”.

 – Впоследствии прием, который использовал Александр Покрышкин в сентябрьских вылетах, получил название “соколиный удар” — после ввода истребителя переворотом в крутое пикирование и прицеливания летчик на высоте 500–600 м сбрасывал бомбы, которые на огромной скорости неслись к земле и поражали цели: самолеты на аэродромах, автомашины в колоннах, огневые точки врага. Это было гораздо точнее, чем бить с горизонтального полета, поскольку бомбы повторяли траекторию полета своего самолета. Несомненная заслуга Покрышкина и его коллег состояла в том, что их полк одним из первых на Южном фронте — 7 марта 1942 года — заслужил право именоваться гвардейским, – комментирует историк Кирилл Паховом.

При этом путь аса не был прост. В августе 1942 года у него — человека резкого и прямого, не умеющего “прилаживаться” к начальству — отозвали представление к званию Героя Советского Союза, а самого едва не отдали под суд. Тем не менее весной 1943 года в ходе боев на Кубани Александр Покрышкин получил заслуженное признание. Кроме того, его идею распределять истребители по разным ярусам и эшелонировать по широкому фронту (строй “этажерки”)начали внедрять в практику.

Основных успехов Покрышкин добился на истребителе Р-39 Airacobra (поступали в СССР по ленд-лизу). Компоновка была непривычной для советских людей: расположенный за кабиной мотор позволял занять передний отсек вооружением и боеприпасами, сама кабина имела двери как на автомобиле, впервые на истребителе использовалось трехстоечное шасси с носовым колесом. Пребывание в учебном центре позволило летчикам 16-го гв. иап хорошо освоить машину и с успехом использовать все ее достоинства в боях. Хотя при переучивании и в начале боевой работы летных происшествий было немало. Р-39 американцы долгое время считали неудачным. Не слишком позитивно его оценили и в ВВС Великобритании, куда их первоначально поставляли. А вот советским летчикам машина понравилась: приличные летные характеристики на малых и средних высотах, где чаще всего шли бои на советско-германском фронте; мощное вооружение, включавшее, кроме пулеметов, 37-миллиметровую пушку; отличный обзор и прекрасное радиооборудование. Конечно, понимали и не скрывали у нас и недостатки иностранной машины — например, быстрый переход в штопор при потере скорости, из которого было очень непросто выйти в горизонтальный полет.

Благодаря усилиям таких воздушных бойцов, как Григорий Речкалов, Александр Клубов, Дмитрий Глинка и Александр Покрышкин, самолет Airacobra приобрел славу отличного истребителя в ходе боев над Кубанью. А союзники, видимо в благодарность за лестные отзывы и фронтовые успехи, 23 июня 1943 года наградили Покрышкина медалью “За выдающиеся заслуги”.

Командир прославленной дивизии

В 16-м гвардейском Александр Покрышкин по праву считался ветераном (т.к. встретил врага в первые дни войны). Будучи в сражении на Кубани начальником воздушно-стрелковой службы полка, он часто принимал пополнение.

В шлемофоне, из-под которого выбивалась прядь русых волос, нас встретил стройный, широкоплечий капитан-гвардеец с суровым пронизывающим взглядом серых глаз. Большие пальцы рук заложены за поясной ремень, туго перепоясывающий гимнастерку. Он, как нам показалось, довольно долго и внимательно рассматривал нас, словно оценивая, какие бойцы из нас выйдут.

В ходе боев на Кубани, где противниками были лучшие кадры соединений люфтваффе, с нашей стороны лучшим оказался Александр Покрышкин: за апрель — май 1943 года зафиксировано 20 побед. Портреты летчика публиковали в местной и центральной печати, о подвигах рассказывали в радиопередачах, боевой опыт пропагандировали и изучали на всех фронтах. Командующий 4-й воздушной армией генерал Константин Вершинин назвал его “самым искусным мастером воздушных боев”. Первой Золотой Звезды летчика удостоили 24 мая, второй — ровно через три месяца.

Личная жизнь

Судьбоносная для Александра Покрышкина встреча произошла, когда он навещал раненого друга, — он встретил девушку Марию Коржук из медсанбата. В 1944 году прямо на фронте они поженились, и в том же году родилась в Новосибирске дочь Светлана (стала искусствоведом); сын Александр появился на свет через три года (стал океанологом).

В мае 1944 года подполковник Покрышкин принял командование прославленной 9-й гвардейской истребительной авиадивизией, участвовал в Львовско-Сандомирской операции. Она еще не завершилась, когда соединение, да и всю 2-ю воздушную армию, облетела радостная весть — полковник Покрышкин 19 августа стал первым в истории трижды Героем Советского Союза.

Свой последний боевой вылет полковник Покрышкин выполнил 30 апреля 1945 года. В прессе неоднократно разгоралась дискуссия относительно количества сбитых летчиком самолетов неприятеля: официальное число — 59, в документальном исследовании историка авиации Михаила Быкова приводился итог в 43 личные победы и 3 групповые; по источникам историков Андрея Симонова и Николая Бодрихина — 45 плюс 4.

Всего же Александр Покрышкин совершил 600 боевых вылетов. За время его командования 9-й гвардейской истребительной авиадивизией летчики выполнили 9 335 вылетов, уничтожили, согласно их докладам, 410 вражеских самолетов. Авиадивизии были присвоены почетные наименования: “Мариупольская”, “Берлинская”; гвардейское знамя украсили ордена Ленина, Красного Знамени, Богдана Хмельницкого; вышли 59 Героев Советского Союза. Многие лучшие бойцы считали себя учениками именно Покрышкина. Его “академию” — когда в прифронтовой землянке командир проводил детальный разбор полетов, анализировал каждый эпизод, вычерчивал разные схемы — прошли такие носители Золотых Звезд, как Николай Искрин, Константин Сухов, Николай Трофимов, Андрей Труд, ранее упомянутый Георгий Голубев и др.

Вскоре после завершения Великой Отечественной войны Александр Покрышкин стал слушателем Военной академии им. М.В. Фрунзе. Окончив ее в 1948 году с золотой медалью, он получил назначение в войска ПВО, где и прослужил более 20 лет (с перерывом на обучение в Военной академии Генерального штаба) и был удостоен пяти орденов.

Покрышкин прошел путь от заместителя командира истребительного авиакорпуса до заместителя главкома войск ПВО. Нередко сам поднимался в небо (при общем послевоенном налете 2 тыс. часов), освоил Як-15, МиГ-15, сверхзвуковые Су-9, всепогодные Як-25 и другие истребители. Сам он отмечал, что ему это помогало лучше понять специфику нового оружия, тактические особенности новой техники и требовать того же от подчиненных.

В конце 1971 года 7-й Всесоюзный съезд ДОСААФ избрал его председателем ЦК этого оборонного общества, которое когда-то дало ему самому путевку в большую авиацию. Первые пять лет работы нового председателя принесли ощутимые изменения: численный состав ДОСААФ вырос до 80 млн человек, в стране насчитывалось порядка 300 тыс. первичных организаций; не без его вклада интенсивнее стала идти подготовка специалистов для Вооруженных сил, развитие технических и военно-прикладных видов спорта.

В 1972 году Александру Покрышкину присвоили звание маршала авиации.

Последние новости

Координационный совет по экономической политике Республики Адыгея обсудил новые инвестиционные проекты

Важные инициативы для развития экономики региона были представлены на заседании Совета.

Инвестиционные проекты в Адыгее: новые горизонты развития

Координационный совет одобрил ключевые инициативы для улучшения экономической ситуации в регионе.

Новая рейтинг-система для малого и среднего бизнеса

Инструменты самодиагностики помогут компаниям оценивать свой потенциал и сравнивать себя с конкурентами.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Нальчике, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *