Камера. Мотор! В День российского кино «СА» рассказывает о киноролях актеров из Адыгеи
27 августа отмечается День российского кино. Это профессиональный праздник как кинематографистов, так и всех любителей отечественного кинематографа.
27 августа отмечается День российского кино. Это профессиональный праздник как кинематографистов, так и всех любителей отечественного кинематографа. В Адыгее немало актеров, снимавшихся в различных проектах. В основном это наши театральные артисты. Практически каждый сезон выходят фильмы с участием наших земляков. Не станет исключением и нынешний год. Об этом — в материале «СА».
Между съемками
Как раз в эти дни в Новороссийске проходят съемки очередного сезона детективного сериала «Бим». В нем задействованы сразу два актера Национального театра республики — Анзаур Хакуй и Аскарбий Жудов. Нам посчастливилось буквально перехватить артистов между съемками и поинтересоваться подробностями их участия в проекте. Для Анзаура Хакуя это уже вторая роль в этом сериале.
Фото: архив Аскарбия Жудова
Аскарбий Жудов принимает участие
в съемках нового сезона «Бим-3».
— С режиссером Павлом Дроздовым я уже работал. Сейчас он снимает «Бим-3», а я участвовал в съемках предыдущего, второго сезона. Когда кастинг-директор со мной связался, я удивился: «Как в одном проекте в разных ролях будет одно лицо?!» Но все равно пригласили. В «Биме-3» я играю директора казино. А в предыдущем сезоне играл коммерсанта. Сериал детективный, главные герои — оперативники. А я, получается, по другую сторону, — рассказывает актер.
Первая роль в проекте
В отличие от коллеги Аскарбий Жудов в этом проекте задействован впервые. Ему досталась роль владельца дайвинг-клуба. Он признается, что пока от участия в съемках получает только положительные впечатления.
— Команда работает слаженно. Все улыбчивые. Съемочная бригада очень профессиональная. Может, поэтому процесс не просто затягивает. Кажется, ты запрыгиваешь в него и очень комфортно ощущаешь себя в этой истории, — делится Аскарбий.
Впрочем, нашим артистам есть с чем сравнивать. За плечами у них съемки уже в нескольких кинопроектах: «Морские дьяволы», «Под прикрытием», «Группа ZETA», «Ищейка», «Лихач». В основном все это телесериалы в жанре боевика или криминала.
— Раньше, когда меня спрашивали про наши роли в кино, я отвечал: «Либо мы убиваем, либо нас убивают». Сейчас, к счастью, вырисовываются другие тенденции, — шутит по поводу предыдущих работ Анзаур Хакуй.
Аскарбий Жудов с ним согласен.
— Многое изменилось. Меньше стали снимать про разборки всякие. Вот эти представления — если снимают на Кавказе, то надо, чтобы стреляли, — этого меньше стало. Люди меняются, жизнь меняется, и взгляды на жизнь тоже, — говорит актер.
На съемочной площадке
Мы решили поинтересоваться: каковы сейчас современные тенденции в производстве телепроектов и, в частности, куда же теперь чаще приглашают наших актеров? Анзаур Хакуй считает, что проекты стали более разнообразными.
Фото: архив Анзаура Хакуя
Анзаур Хакуй
перед съемками в гримерке
— Есть, например, комедии. Недавно ТНТ снимал комедийный проект, и наши ребята там работали. Кто в массовке, кто с текстом. Можно вспомнить и «Героя нашего времени» — экранизация знаменитого романа; там тоже многие были задействованы. Боевик «Морские дьяволы» — там человек 10 наших актеров, — перечисляет Анзаур Хакуй.
А Аскарбий Жудов, в свою очередь, отметил усердие и взаимовыручку, которая, как он считает, присуща его коллегам по творческому цеху.
— Вообще, хочу похвалить наших артистов. Стоит кого-то одного из наших пригласить, он старается максимально показать себя на площадке. И тут уже режиссер начинает задумываться, из какого театра этот человек, с кем работает, и затем идет своеобразная цепная реакция: на кастинг приглашают и остальных артистов нашего театра. Большинство попадает. Так было и с «Группой ZETA», и с «Под прикрытием», куда просто один человек попадал, а потом выстраивалась цепочка. Кто-то получал такую роль, кто-то другую, но работали многие, — поделился актер.
В разных образах
Конечно, в День российского кинематографа невозможно обойти вниманием актера, режиссера, заслуженного артиста Российской Федерации и народного артиста Адыгеи Саида Багова. Сколько ролей он сыграл в кино, даже сложно сосчитать… В его фильмографии более 50 разноплановых проектов. Хотя изначально Саид Муратович тоже актер театральный. Если очень кратко — актерскому и режиссерскому мастерству учился в ГИТИСе, работал в Драматическом театре имени Станиславского, театре Советской Армии. С 2000-х годов много и активно снимается в кино.
— Во-первых, артист любит играть. Как в театре, так и в кино, — объясняет Саид Багов. — Во-вторых, в кино ты можешь сыграть то, чего не сыграешь в театре. Предложения бывают иногда очень неожиданные. А я хотел себя развивать разнопланово. Был период, когда я принимал участие в возрожденном «Фитиле» (сатирический художественный телевизионный проект 2004-2008 гг. — Прим. ред.) и там переиграл большое число характерных ролей. Период подготовки был очень короткий, и работать приходилось на большой скорости. Одна из самых серьезных сложностей работы в кино заключается в том, что репетиций практически нет. Поэтому основную работу проводишь дома, и, учитывая мою нагрузку в театре, на эстраде, получалась практически круглосуточная занятость — это было сложно.
В кино Саиду Багову действительно доставались самые разные образы. Он признается, что до сих пор, опять-таки из-за плотного графика занятости, не все проекты со своим участием посмотрел от начала до конца. Особенно это касается сериалов. До некоторых руки дошли только сейчас.
Фото: кадр из фильма «Волк»
Саид Багов в роли Лаврентия Берии
— Это произошло, когда я вернулся по личным обстоятельствам домой в Адыгею. И так получилось, что я посмотрел по телевизору сериал «Цена жизни». Мы его снимали еще в 2012 году в Ярославле. Это 12 серий, где я играл директора перинатального центра. Потом я посмотрел «Штрафбат». Я снимался в этой картине и тоже не видел ее. И еще — сериал «Волк», где я играл Берию. При просмотре у меня всплыли те же ощущения, что были на съемке: то, что я вложил тогда, то и увидел теперь, — говорит Саид Багов.
Количество и качество
Но это, конечно, заслуга и самого актера. Саид всегда серьезно относится как к выбору роли, так и к подготовке к ней. Еще до начала работы, да и во время нее, он прорабатывает огромное количество самого разного материала.
— Когда я играл директора перинатального центра, я общался с врачами. Мы снимали в настоящей больнице… А у меня братья — врачи; и бывало, я консультировался с ними. Если же говорить о роли Лаврентия Берии, то у меня ушло три месяца только на изучение исторического материала. Изначально я не хотел его играть — потому что не очень люблю псевдоисторические картины. А еще, если говорить о таком персонаже, ты должен получить какое-то «разрешение», что ли, от этого человека. Даже если его уже нет в живых, ты должен получить какой-то сигнал. И да, в процессе я ощутил это. Когда погрузился в изучение документов, у меня сложилось понимание этой личности. Я его увидел и хорошим и дурным… Всяким, — рассказал Саид Багов.
В разговоре с нами он также отметил возросшее число разнообразных кинопроектов, но тут главное, чтобы количество не сказывалось на их качестве, считает он.
— Артистам, конечно, хочется сниматься. У меня вопросы вызывает качество материала. И людей, которые пишут достойные сценарии, становится все меньше и меньше. Но даже в таких условиях артисты проявляют свой талант, и это хорошо. Кино очень многому учит актера и человека. Чему оно научило меня? Каждый из нас снимает кино собственной жизни. Каждый из нас сценарист, режиссер и исполнитель главной роли. Искусству кинематографа своей судьбы — ему надо учиться, — уверен актер..
Счастливый билет в кино
И если уж говорить о тех, кто только учится, то в Адыгее немало мечтающих покорять подмостки театров, сниматься в кино. Тех, кто активно, целенаправленно изучает актерское мастерство. Но есть и те, кому судьба вручила счастливый билетик в кино, как будто случайно. Так случилось со школьницей Даяной Яхутль. Напомним, юная жительница хутора Гавердовского играла в фильме по роману народного писателя Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Героя Труда РФ Исхака Машбаша «Графиня Аиссе». Из сотни претенденток именно ее выбрали на роль маленькой Айшет.
— Произошло это неожиданно. Тогда во всех театральных и танцевальных кружках города искали девочку с актерскими способностями и знанием адыгейского языка. Мне предложила попробовать себя преподаватель нашего театрального кружка в Гавердовском доме культуры. Хотя в ДК я ходила на пение, — рассказала Даяна.
Неожиданный звонок
Ее мама Кристина вспоминает, как ей позвонили и попросили разрешения дать ее номер телефона.
— Если честно, не было никаких ожиданий. Тогда грянула пандемия, все закрыли, не до фильмов стало. А еще надо было спеть на адыгейском языке песню и стихи рассказать. Но мы сразу предупредили, что ребенок у нас русскоговорящий, а для кастинга это был принципиальный момент. Потом мы уже узнали, что полгода еще продолжался поиск героини и в Адыгее, и в КЧР, и в КБР. Нам вновь позвонили через несколько месяцев и все-таки попросили встретиться с режиссером, который приехал в Майкоп, — говорит Кристина.
Помимо Даяны на встречу с режиссером Александром Муратовым пригласили еще нескольких претенденток на роль юной Айшет. Все кандидатки были достойными.
— Потом уже, как сам Муратов нам рассказал, Даяне дали задание — определенную сцену, которую она должна была отыграть, и у нее живо, хорошо получилось. Они увидели в ней что-то такое, что искали все это время. Говорит, съемочная группа буквально выдохнула — что вот она! А для нас это было очень неожиданно, просто какая-то сказка, — призналась мама юной актрисы.
Восхищение… и страх
Так Даяну утвердили на роль, и уже через короткое время они с мамой отправились в Санкт-Петербург, где проходила большая часть съемок. Длились они в общей сложности 18 дней.
Фото: архив Даяны Яхутль— Оказалось, что съемки — это непросто. Первый рабочий день был такой длинный — с раннего утра до 18 вечера. А еще дорога, город-то большой. А я тут еще заболела и была с температурой, — вспоминает Даяна. — Первые сцены на невольничьем рынке снимали на улице. Но меня все поддерживали. Все в команде оказались людьми внимательными и открытыми. Подружились со Светланой Мамрешевой и Владимиром Ереминым. Впечатлений от работы много, и все они очень разные — от восхищения до страха.
По ее словам, восхищение вызвал Екатерининский дворец, где проходили съемки. Интересные сцены были на корабле, на Балтике. Был даже момент, когда юная актриса испугалась.
— По сценарию в саду я падала с высокой ветки, и меня должен был поймать мой экранный папа. А мне было страшно — а вдруг не поймает? А вот камеры я вообще не боялась. На тот момент я уже много раз выступала с танцами на сцене и привыкла к тому, что камера часто работает в зале, — говорит Даяна.
Готовый фильм она посмотрела на предпоказе и на широком экране. Говорит, что увиденное понравилось. Интересно было смотреть фильм и как зрителю, и как участнику проекта. И все же сейчас школьница не думает, что в будущем выберет актерскую карьеру.
— Я бы хотела стать стилистом. Мне нравится работать с образами и одеждой. Занимаюсь в модельной школе, там у нас уроки стилистики. Пока это меня очень увлекает. Но работа в кино дала мне неоценимый опыт, предоставила шанс познакомиться с такими интересными людьми и расширила кругозор. Недавно в школе нам рассказывали про эпоху Екатерины Второй, и я себе все это очень образно смогла представить, как будто сама когда-то жила в то время, — улыбается Даяна.
Елена ЮСЕФ
Последние новости
Координационный совет по экономической политике Республики Адыгея обсудил новые инвестиционные проекты
Важные инициативы для развития экономики региона были представлены на заседании Совета.
Инвестиционные проекты в Адыгее: новые горизонты развития
Координационный совет одобрил ключевые инициативы для улучшения экономической ситуации в регионе.
Новая рейтинг-система для малого и среднего бизнеса
Инструменты самодиагностики помогут компаниям оценивать свой потенциал и сравнивать себя с конкурентами.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией