Жизнь, посвященная песне. Казбек Хейшхо

В музыкально-нотном отделе Национальной библиотеки Адыгеи представлена выставка, посвященная известному адыгскому певцу, композитору, заслуженному артисту республики Казбеку Хейшхо.

Фото: архив Национальной библиотеки РА

В музыкально-нотном отделе Национальной библиотеки Адыгеи представлена выставка, посвященная известному адыгскому певцу, композитору, заслуженному артисту республики Казбеку Хейшхо. Талантливый музыкант, обладатель высокого баритона мягкого бархатного тембра известен своими песнями не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. Сегодня ему исполнилось бы 90 лет. Подробнее о жизни и творчестве артиста — в материале «СА».

Ранние годы

Уроженец аула Хаджико Шапсугского района (ныне Лазаревского. — Прим. ред.) Краснодарского края Казбек Хейшхо родился 28 января 1933 года. Еще будучи подростком, он был вынужден пойти работать в колхоз, чтобы помогать матери, в одиночку растившей троих детей. Глава семьи Кримчерий Хейшхо — сельский учитель, а за вольнодумные мысли и высказывания был объявлен «врагом народа» и осужден на длительный срок.

Сохранились слова Казбека Хейшхо в архивах местной газеты: «Мы, аульские дети, рано взрослели. Работали за трудо­дни в колхозе, осенью участвовали в сборе каштанов, диких яблок и груш. Благо этого добра хватало с лихвой, ведь наш аул находится в живописнейшем месте и окружен лесами».

Когда именно появилась у Казбека любовь к пению, музыке, к искусству в целом — сказать сложно. Но известно, что в старших классах Хейшхо решил пойти по стопам отца и стать учителем. Свою мечту об учительстве он реализовал, поступив на исторический факультет Адыгейского учительского института. Учеба давалась ему легко, а в свободное от лекций и конспектов время будущий артист активно участвовал в студенческой художественной самодеятельности. Тогда и проявился его талант — и как танцора, и как исполнителя песен. У него был приятный тембр голоса, а в исполнении лезгинки Казбеку Хейшхо не было равных!

После окончания вуза дипломированный специалист Казбек Хейшхо должен был по распределению отправиться вести уроки в школе станицы Саратовской. Но судьба сложилась иначе.

Билет в Ленинград

В начале 50-х годов XX века в нашем регионе была острая нехватка национальных театральных и музыкальных кадров. Решением данного вопроса тогда занимался видный организатор и театральный деятель Адыгеи Меджид Салехович Ахеджаков. По его настоянию в Министерстве культуры СССР было принято решение об открытии Адыгейской национальной студии в Ленинградской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. Для отбора нашей талантливой молодежи из Ленинграда приехали знаменитые профессора: Владимир Александрович Чарушников, Евгений Григорьевич Ольховский, а также концертмейстер Людмила Александровна Чарушникова.

В число отобранных нацио­нальных талантов вошел и Казбек Хейшхо. Никто специально не готовил номера для показа: каждый просто пел, танцевал или декламировал стихи. То есть презентовали то, что сами считали нужным и что лучше всего у них получалось… Казбек исполнил одну из самых любимых песен — «Летят перелетные птицы» и продемонстрировал всю свою удаль и темперамент в адыгейских танцах. Его пробное выступление не осталось без внимания. Так, после первого же прослушивания он был принят в число учащихся студии.

Но и на этом случаи удачи и везения для будущего знаменитого артиста не закончились. Казбек был зачислен в класс одного из лучших и опытных преподавателей Ленинградской консерватории по классу вокала — Петра Гавриловича Тихонова.

Наверстать упущенное

Учеба в консерватории давалась нелегко — пришлось с нуля осваивать нотную грамоту, другие музыкальные предметы. Трудно было Казбеку и в материальном плане. Стипендии едва хватало на проезд и еду. Студентом он вечерами работал грузчиком на Кировском заводе.

Целеустремленный юноша упорно шел к намеченной цели — стать хорошим певцом, и уже к окончанию четвертого курса он мог исполнять сложный классический репертуар.

С каждым годом рос диапазон его голоса, совершенствовались вокальная техника, мастерство. Проявлению таланта способствовало еще и то, что студенческие годы Казбека Хейшхо проходили именно в Ленинграде — городе высокой музыкальной и театральной культуры.

— Мы, студенты из Адыгеи, не знали нотной грамоты, а поэтому нам дали на учебу не пять, а шесть лет. Самой напряженной, конечно же, была подготовка к госэкзамену, — впоследствии вспоминал Казбек Хейшхо. — Готовили сольную программу, причем из шести-семи произведений. Экзамен по камерному пению также включал в себя большое количество произведений разных эпох и стилей. Много сил требовала и подготовка к экзамену по актерскому мастерству. Все испытания я прошел на отлично. Последним аккордом, венчавшим все годы учебы в консерватории, стало мое исполнение партии Евгения Онегина в заключительной сцене одноименной оперы Чайковского. Партию Татьяны блестяще исполнила Гошнау Самогова — моя однокурсница. Нашему исполнению была дана высокая оценка председателем Государственной комиссии народной артисткой СССР Софьей Преображенской.

Возвращение в Адыгею

Возвращение домой в 1959 году вчерашних студентов Ленинградской консерватории было и радостным, и грустным. В Адыгее в то время не было ни филармонии, ни музыкального театра, ни других профессиональных концертных организаций. Было принято решение организовать в Майкопе концертно-эстрадное бюро. Позже учреждение будет реорганизовано в филармонию.

Казбек Хейшхо более двенадцати лет проработал в Краснодарском театре музыкальной комедии и в краевой филармонии. С гастролями он объездил чуть ли не всю страну. Талант Казбека позволил многим народам СССР познакомиться с уникальной адыгской музыкальной культурой.

Еще будучи студентом, Казбек Хейшхо сочинял песни на стихи адыгских поэтов. Его песни «Если бы все смотрели на тебя моими глазами», «Песня шофера» на стихи Киримизе Жанэ и «Роза» на стихи Исхака Машбаша звучат на сцене и сегодня…

Родина моя — Шапсугия

И снова Казбеку Хейшхо улыбнулась удача. Он получил приглашение на работу от художественного руководителя сочинской филармонии.

— Я, ни секунды не раздумывая, согласился , — вспоминал Казбек Хейшхо. — Это было как возвращение домой, на свою родину, в милую моему сердцу Шапсугию. Кроме того, Сочи — это курортный город, большой объем работы, огромное количество концертов, а это значит — надо всегда держать себя в отличной профессиональной форме. Частые гастроли лучших представителей музыкального искусства страны давали возможность поучиться чему-то новому. Никогда не забуду свое выступление в Мраморном зале санатория «Сочи», ведь в нем находился Юрий Гагарин! Все — и артисты, и зрители — об этом знали и стоя приветствовали космонавта. По его просьбе я исполнил песню Эдуарда Колмановского «Я люблю тебя, жизнь!». Это было незабываемо…

Вскоре Казбек Хейшхо стал одним из самых популярных на Северном Кавказе исполнителей песен и вошел в состав художественного совета сочинской филармонии. Его голос и интерпретации произведений всегда отличались глубокой лиричностью, душевностью. Он выступал на одной сцене со знаменитыми артистами страны: В.Мурадели, А.Новиковым, Э.Колмановским, П.Айдоницким и другими.

Казбек Хейшхо, где бы он ни работал, никогда не прерывал связей с Майкопом, охотно принимал участие в праздничных концертах, иных культурных мероприятиях, которые проходили в Адыгее.

Выйдя на заслуженный отдых, он продолжал трудиться, долгие годы работал художественным руководителем Центра адыгской (шапсугской) культуры в Лазаревском районе города Сочи и не оставлял концертную деятельность, радуя зрителей своим творчеством.

Талант и мастерство замечательного певца, композитора были отмечены высокими наградами. Казбек Хейшхо был награжден многочисленными медалями, в том числе «За самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны». Он был удостоен высокого звания «Заслуженный артист Республики Адыгея» с вручением нагрудного знака «За заслуги перед Республикой Адыгея».

Музыкальное наследие Казбека Хейшхо, талантливого певца и композитора, неисчерпаемо, как неисчерпаема была и его великая любовь к Родине, к людям, которых он воспевал в своем творчестве.

Памяти артиста

В музыкально-нотном отделе Национальной библиотеки Адыгеи представлена выставка, посвященная 90-летию со дня рождения Казбека Кримчериевича Хейшхо (1933-2002).

Кто не слышал в его исполнении песен «Шапсугия моя», «Песня моя — Адыгея моя»,  «Что мне делать?», «Любимой», «Так решили девушки», «Фатима», «Песня джигита», «Суровая память», шуточной песни «Случай с дедом», «Тянэ-тятэмэ яорэд» и других? Думается, что таких не много.

Помимо исполнительской деятельности, Казбек Хейшхо пробовал себя и в области композиции. Так, за небольшой срок в соавторстве с известными адыгскими поэтами он создал немало замечательных песен. Это получившие широкую известность «Сихэку», «Сиадыгэ къуап», «Сичылэ цIыкIу», «ГущыIитIу», «Сэ сэрэлъэкIи», «Сыгум ущыщ», «Сэ сынэкIэ къыоплъыгъэемэ», «Шоферым иорэд», «ЛэжьэкIо орэд», «Черноглазая», «Песня джигита» и другие. Перечисленные произведения вошли в эстрадные сборники и сборник песен на адыгейском языке, изданные в 1960 и 1963 годах.

Валерия ЛОМЕШИНА

Последние новости

XXIII Конференция Адыгейского отделения ЛДПР в Майкопе

Обсуждение ключевых вопросов и планов на будущее.

Кредитование бизнеса в Адыгее: рост на 50% за год

Кредитный портфель юридических лиц и индивидуальных предпринимателей значительно увеличился за девять месяцев 2024 года.

Консультации по профилактике ВИЧ в Адыгее

Граждане смогут получить важную информацию о профилактике ВИЧ-инфекции.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Новом Уренгое, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *