Елена Куква: Сегодня мы можем вести исследования на уровне передовых университетов

Наука сегодня — это тренды и инновации, которые можно применить в практических целях, а ученый — прогрессивно мыслящий человек с широкими взглядами и знаниями в разных областях,

Фото: пресс-служба АГУ

Наука сегодня — это тренды и инновации, которые можно применить в практических целях, а ученый — прогрессивно мыслящий человек с широкими взглядами и знаниями в разных областях, считает директор департамента исследовательских инициатив Адыгейского госуниверситета Елена Куква. В интервью «СА» она рассказала о том, как связаны искусственный интеллект и аграрная отрасль, как на основе МРТ выявить особенности мозговой деятельности у билингвов, а также о том, что впечатлило вице-премьера РФ во время посещения АГУ и как молодые ученые могут выиграть грант на миллион. — Елена Сергеевна, АГУ получил финансирование на продолжение реализации программы развития в рамках программы «Приоритет 2030». По вашим оценкам, что это даст университету и какие уже есть результаты?

— Участие в программе «Приоритет 2030» дало университету новые возможности. Сегодня мы можем вести исследования на уровне передовых вузов и оставаться таким образом на переднем крае науки. Ученые экспериментируют не только для получения новых знаний, но в большей степени для их применения в решении конкретных практических задач.
Именно такие проекты мы и развиваем. Один из них — агроматематика. Это неофициальное, но уже закрепившееся среди ученых университета название. Проект нацелен на использование возможностей искусственного интеллекта для точного земледелия.
Мы откликнулись на существующий запрос аграриев и начали с болевой точки — биозащиты растений. Ежегодно урожаи страдают от вредителей, болезней. В проекте используется аэро­фотосъемка гиперспектральной камерой, и затем на основе анализа большого числа изображений при помощи искусственного интеллекта определяется уровень заболеваемости растений и степень их пораженности. Новые технологии дают точность и оперативность.

Молодые люди с большим желанием идут в науку. В ней они видят пути, которые обеспечат им будущее

— Земледелие и искусственный интеллект. Кто бы мог подумать, что такие разные сферы можно объединить в один научный проект? Как возникла эта идея?

— Весной прошлого года во время визита в Адыгею наш университет посещал вице-премьер России Дмитрий Чернышенко. Он отметил, что АГУ имеет большой потенциал для подготовки IT-кадров и может на высоком уровне проводить исследования в сфере искусственного интеллекта. В России шесть центров, которые занимаются именно этим направлением, они поддерживаются государством, их финансируют по отдельным программам. Вице-премьер дал поручение привлечь АГУ к их работе. Уже есть соглашение с ВШЭ, договоренность с МФТИ, а со Сколтехом и Иннополисом сейчас находимся на стадии формирования технического задания и команд.

— Искусственный интеллект проник даже в гуманитарные науки?

— В программе развития университета заложено использование методов искусственного интеллекта в гуманитаристике. Пока в лингвистике. Второй шаг — цифровая история. Это анализ исторических источников, обработка электронных текстов.

Другой пример. Недавно в АГУ была запущена лаборатория по экспериментальной лингвистике, один из проектов которой реализуется с использованием методов искусственного интеллекта.

Сейчас команда лаборатории занимается темой билингвизма (двуязычие. — Прим. ред.), в частности тем, какие могут быть преимущества у людей, хорошо владеющих двумя языками. К примеру, русским и адыгейским. Сотрудники собирают большие массивы данных (снимки МРТ, данные видеоокулографа) и через нейросеть анализируют их.
Научный руководитель проекта — директор Центра языка и мозга Высшей школы экономики Ольга Драгой. Этот вуз, кстати, один из наших ключевых партнеров.

— То есть используется практика, когда в вузе работают сторонние специалисты?

— Да, мы приглашаем специалистов из других университетов и научных центров для консультирования по той или иной тематике. Будем объективны: есть новые, прорывные направления, в которых кто-то преуспел больше. Почему бы не перенять их опыт?

Это эффективный путь, что видно по результатам работы Кавказского математического центра, который создан в коллаборации с Московским физико-техническим институтом. Мы привлекли интеллектуальный и кадровый ресурс МФТИ, у нас работает член-корреспондент РАН Алексей Савватеев. Это позволяет реализовывать интересные проекты в области дискретной математики, математического образования, работы с одаренными детьми. Студенты в этих проектах достигают значимых научных результатов.

— Судя по этому примеру, в вузе сейчас стираются границы между дисциплинами…

— Сегодня силами одной науки невозможно изучать сложные природные и социальные объекты. В современной науке основным подходом в исследованиях становится междисциплинарность.

В прошлом году в АГУ созданы научно-образовательные кластеры. Каждый объединяет несколько подразделений университета, которые, используя междисциплинарный подход, будут решать задачи на стыке ряда образовательных направлений и научных исследований.

— Преподавательский состав к этому готов?

— Университет — это, в принципе, очень консервативная структура. Поэтому, конечно, и у преподавателей были сомнения, где-то даже недопонимание. Но мы проводим стратегические, проектные сессии, обучающие семинары, и большинство коллег готовы поддержать динамичный курс, который взял университет.

В Адыгее есть запрос на инновации. А университеты являются основными драйверами развития

И кроме того, мы стараемся мотивировать преподавателей. Был объявлен конкурс на получение внутренних грантов для научных коллективов. Проекты победителей получили финансирование на проведение научных исследований — до миллиона рублей для научно-исследовательских коллективов преподавателей и 100 тысяч рублей — студенческие исследовательские команды.

Конкурс показал свою эффективность. Один из успешных студенческих проектов — атлас завезенных в Россию (инвазивных) и представляющих опасность для экологии юга страны животных. Атлас включает 40 видов опасных животных. Из самых «злостных» — мраморный клоп, наносящий вред плодовым и цитрусовым, а также самшитовая огневка, из-за нашествия которой на Западном Кавказе практически полностью исчезли самшитовые леса.

— Какие возможности это дает студентам?

— Колоссальные! Они участвуют в самых передовых проектах. Для примера: в АГУ создана молодежная лаборатория возобновляемых источников энергии, четверо сотрудников которой — студенты. Это очень серьезный проект, нацеленный на достижение технологического суверенитета страны. В рамках работы лаборатории мы взаимодействуем с крупнейшими компаниями, нашим индустриальным партнером является подразделение Росатома — Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований.

Естественно, студенты понимают, насколько это перспективно, какие возможности это дает, и включаются в работу.

Мы активно развиваем академическую мобильность: предоставляем студентам возможность выезжать в другие вузы, участвовать в мероприятиях вне университета. Таким образом, они видят, что кто-то, возможно, работает на других скоростях. И, безусловно, это заряжает! Для сравнения: если раньше на научные мероприятия у нас выезжало за год максимум 40 студентов, то в прошлом году — более 100. Причем это весьма серьезные мероприятия, со строгим отбором. Наши студенты и магистранты участвовали в Конгрессе молодых ученых, становились финалистами Всероссийского молодежного форума «Наука будущего — наука молодых».

— Можно говорить о том, что престиж науки растет?

— Однозначно. И молодежь это понимает и с большим желанием идет в науку. Молодые люди ведь весьма прагматичны. И сейчас в науке они видят пути, которые обеспечат им будущее.

Но нужно понимать, что научная деятельность — это не массовая история. Это очень специфичный труд. Есть статистика. Высшая школа экономики проводит анализ уже много лет и пришла к таким выводам: из всего числа студентов только 20% проявляют активность по внеучебной деятельности. И из них лишь 3-5% готовы заниматься наукой. Такая ситуация в вузах по всей стране. Поэтому наша задача — найти, развить и удержать эти три процента.

К счастью, сейчас на это нацелена государственная политика, и молодые люди, имеющие способности к научной деятельности, понимают, что их знания нужны стране, что быть ученым — престижно, а исследования применимы в жизни.

— Научная повестка университета ориентирована на развитие региона?

— Когда мы проектировали, как в АГУ должна развиваться наука, мы ставили две стратегические цели: не отставать от передовых исследований и участвовать в развитии региона. В Адыгее есть запрос на инновации. А университеты являются основными драйверами инновационного развития.

Мы не ограничиваемся только подготовкой кадров. Инновации, разработки, их внедрение в различные сферы реальной экономики — это отдельная политика университета. А сегодня это еще и важная государственная задача. Мы должны уметь разрабатывать то, что раньше где-то закупали. И без науки в этом направлении двигаться невозможно.

Юлия МЕЛЬНИКОВА.

Последние новости

Школы диабета в Адыгее: помощь для больных сахарным диабетом

Специалисты обучают пациентов правильному управлению своим заболеванием.

Совещание по бесплатной юридической помощи участникам СВО в Адыгее

Власти республики обсуждают поддержку военнослужащих и их семей.

Новая программа газификации в Адыгее

Граждане могут получить бесплатный газ до границ своих участков.

Card image

Путешествие к Мирскому и Несвижскому Замкам с Арендой Автомобиля

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Реутове с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *