Елена Мосолова: Я — строгий учитель, но не авторитарный

Фотографию лучшего учителя года Адыгеи для интервью фотокор «СА» делал в конце урока.

Фото: Артур Лаутеншлегер/СА

Фотографию лучшего учителя года Адыгеи для интервью фотокор «СА» делал в конце урока. Учитель запереживала перед съемкой: «Я даже в зеркало на себя не посмотрела!». Ответ от ее первоклассников не заставил себя ждать: «Елена Валерьевна, вы всегда красивая!». Елена Мосолова — педагог начальных классов, а также преподаватель русского языка и литературы в школе №27 аула Новая Адыгея. В главном конкурсе «Учитель года Адыгеи» она заняла первое место. Мы поговорили об учениках, родителях и школьной программе.

— Как ученики восприняли вашу победу?

— В день, когда вышел приказ об итогах конкурса, почти весь класс — дети вместе с родителями — приехал ко мне домой. Поздравляли, радовались вместе со мной. Мне была приятна такая поддержка. Они переживали, болели за меня, каждый этап мы проживали вместе. Положительная обратная связь — то, ради чего учителя ходят каждый день в школу. Это не только победа моя — наша общая.

— Вы ведь предметник, почему начальная школа?

— Преподаю и в пятом классе — русский язык и литературу. Я родилась и выросла в Казахстане, там же начинала свой профессиональный путь учителем начальных классов, много лет преподавала русский язык и литературу в первой в республике экспериментальной женской гимназии города Темиртау. Пять лет назад по инициативе мужа мы переехали в Россию. В 2018 году как раз открывалась новая школа в Адыгее и требовался учитель начальных классов, так я неожиданно для самой себя вновь вернулась в начальную школу. В прошлом году выпустила четвертый класс и вместе с ребятами перешла в пятый, сегодня являюсь их классным руководителем.

Педагоги — живые люди, в их жизни могут возникать трудности, выбивающие из колеи. Я росла в учительской семье. Мама преподавала историю и была моим классным руководителем. От нее усвоила с детства: независимо от настроения и обстоятельств необходимо собраться и идти на работу

— В среднем звене наверняка интереснее?

— Работать с маленькими детьми не менее интересно — они открытые, любопытные, с творческим мышлением. Каждый раз на уроках мы открываем что-то новое, а эти полные восторга глаза заряжают.

— Вы и сами, судя по вашей биографии, открыты к новому, не боитесь перемен…

— Не люблю рутину. На участие в конкурсе решилась как раз из-за нежелания пребывать в состоянии застоя. Новое, необычное, инновационное — то, что меня всегда манит. Хотелось познакомиться с коллегами, раскрыть горизонты для профессионального поиска. Еще Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

— Новая школа с хорошей материально-технической базой влияет на учебный процесс?

— Безусловно. Радуюсь тому, что попала в новую, хорошо оснащенную школу. Уже не представляю свой урок без использования информационно-коммуникационных технологий: без интерактивной доски, принтера, выхода в интернет. Мы можем оказаться с детьми в любом пространстве, проверить себя в онлайн-режиме, позаниматься в Яндекс.Учебнике, поучаствовать в образовательной платформе Учи.ру. Наше оснащение позволяет идти в ногу со временем.

— Учитель должен любить детей?

— Без любви к детям быть учителем невозможно. Однако когда-то мой первый директор сказала: «Любовь к детям — это хорошо, но нужно вовремя уметь отключать эмоциональный фон и думать о том, что школа — это прежде всего работа, которую необходимо качественно выполнять».

Родители стараются вложить в ребенка как можно больше, и у кого-то это работает, чадо все успевает. Но порой в сверхнагрузке нет никакой необходимости: ребенок может все освоить в первом классе

— Немало примеров в жизни, когда у учителей пропадает педагогическая рефлексия. Где берете ресурс, чтобы не выгореть?

— Курсы повышения квалификации, форумы, обучающие вебинары. Все это дает новый виток профессиональному развитию. Дистанционное обучение в период пандемии открыло колоссальные возможности — можно получить массу знаний, не выходя из дома.

Педагоги — живые люди, в их жизни могут возникать трудности, выбивающие из колеи. Я росла в учительской семье. Мама преподавала историю и была моим классным руководителем. От нее усвоила с детства: независимо от настроения и обстоятельств необходимо собраться и идти на работу. Здесь забываешь о сложностях.

— Наверное, непросто, когда мама — классный руководитель?

— Все, что я делала на уроках, тут же обсуждалось в учительской. Рассказала ли я стихотворение выразительно или не очень, надела ли я пионерский галстук или забыла его. Ко всем детям родители приходили лишь на родительское собрание, раз в четверть, а ко мне было повышенное внимание. Конечно, это злило. Но училась я хорошо, ладила и с учителями, и с одноклассниками. И всегда понимала, что быть дочерью учителя — это не привилегия, а большая ответственность.


Фото: Артур Лаутеншлегер/СА

— Профессию самостоятельно выбирали?

— Да, уже в детстве мечтала быть учителем и дарить знания детям. Окончила педагогическое училище, но решила на этом не останавливаться, выбрав для себя новую специальность учителя русского языка и литературы. Эталоном была моя учительница по этому предмету Тамара Ивановна Пугач. Именно благодаря ее урокам поняла, что буду педагогом.

— Современные дети не хотят читать классику. Как преподавать литературу?

— В каждом классе есть книголюбы, которые зачитываются современными книгами. Но многие не читают, это правда. Уделяю время тому, чтобы рассказать о книге больше, помочь ребенку раскрыть мир чтения. Вовлекаю, заинтересовываю собственным примером, эмоциональной подачей. Например, на уроке, изучая произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера», остановились на самом захватывающем эпизоде, чтобы разжечь интерес. Ребятам захочется узнать продолжение истории, и они непременно обратятся к книге.

— За чередой уроков, заполнением журналов и проверкой тетрадей у вас есть время читать?

— Читать хочется даже тогда, когда на это нет времени. А как без духовной пищи?! Люблю классику и психологические книги. Рефлексирую над жизненными отношениями, внутренним миром человека.

Участие в «Учителе года» — подведение итогов всей моей многолетней работы, систематизация накопленного опыта. Пришлось перечитать много профессиональной литературы.

— Что бы вы изменили в школьной программе? Убрали или добавили?

— В Москве уже проводятся эксперименты: школы возвращаются к системе трехгодичного начального обучения. Мне кажется, это хорошая идея. Сегодня мы не тестируем детей при наборе, а потому в один класс попадают и с большой базой знаний и совершенно не подготовленные к обучению ребята. Как быть учителю, когда в первом классе оказываются дети, которые прошли отличную предшкольную подготовку, умеют считать, читать и писать целыми предложениями, а педагог должен реализовывать общеобразовательную программу первого класса и объяснять ученику еще раз то, что он уже давно знает. Это заставляет задуматься о целесообразности предварительного тестирования и распределения детей на трех- и четырехгодичное обучение в зависимости от уровня знаний.

— В таком случае надо ли отдавать ребенка на подготовительные занятия? Сегодня родители стремятся научить детей писать и считать чуть ли не с рождения…

— Вопрос противоречивый, все индивидуально. Родители стараются вложить в ребенка как можно больше, и у кого-то это работает, чадо все успевает. Но порой в сверхнагрузке нет никакой необходимости: ребенок может все освоить в первом классе. У меня есть много таких позитивных примеров. Одаренного же ребенка лучше отдавать в гимназии, лицеи с ускоренной развивающей программой обучения.

— В шесть или семь лет отправлять ребенка в школу?

— Опять-таки индивидуальный подход. Насколько окреп ребенок физически и подготовлен психологически? Ребенку раньше чем в шесть с половиной лет выдержать режим и нагрузку обучения в школе очень трудно. Исходя из своего опыта считаю, что семь лет — оптимальный возраст для начала школьного обучения. Ребенок уже достаточно сформирован.

До школьного возраста важно взрастить в ребенке самостоятельность. Сегодня сильно развит культ детей, у родителей повышенное чувство долга. В первом классе мы сталкиваемся с тем, что дети не готовы к самостоятельности, оторванности от родителей. Ищу ту тонкую грань, которая поможет воспитать это качество.

— Держите ли вы дистанцию с учениками?

— Наверняка я строгий учитель. Дети говорят, что строгая, но справедливая. Но могу и обнять, и пошептаться в «кулуарах». С ребятами мы много путешествуем, часто находимся в неформальной обстановке: можем вместе ловить рыбу, пить чай и прыгать через скакалку. Главное, не быть авторитарной, «чужой». Хочу, чтобы каждый ребенок мог подойти и обсудить со мной то, что его волнует.

— Как реагируете на мат?

— Если у ребенка вырвалось бранное слово случайно, то психологи рекомендуют не акцентировать внимание на этом. Нецензурная лексика, особенно в подростковой среде, неизбежна как этап развития. Все через это проходили, и я, и вы. Речь не о вседозволенности. Ежедневно в ненавязчивой форме говорим с ребятами о культуре речи, о нравственных и духовных ценностях. Они уже достаточно взрослые, чтобы понимать границы.

— Ощущаете, что влияете своими уроками на чью-то жизнь?

— Миссия учителя — заложить зерно добра в каждом ребенке. Учить воспитывая — первостепенная задача педагога. Воспитывать личным примером, преподаваемыми предметами. В начальной школе — окружающий мир, литература, математика, разговоры о важном. В старших классах русский язык и литература дают педагогу обширные возможности для формирования ценностных жизненных ориентиров. Девиз каждого нашего урока литературы — «Мы читаем для того, чтобы стать личностью». Духовно-нравственный посыл тех предметов, которые преподаю, безусловно, оставляет след в детях. И уже, общаясь со своими выпускниками, часто слышу, что мои уроки повлияли на определенные поступки в их жизни. Мои выпускники стали преподавателями, работают в школах Краснодара, Новосибирска и Казахстана. Думаю, что мой личный пример способствовал их выбору.

— Каким должен быть современный учитель?

— Он не останавливается на достигнутом, постоянно самосовершенствуется. Современный учитель может общаться с любой категорией учащихся на понятном им языке. Сам горит и зажигает тех, кого учит.

— Намерены победить в финале конкурса «Учитель года России»?

— Не ставлю перед собой задачу победить. Прежде всего, мне хочется оказаться в атмосфере педагогического содружества, в окружении лучших учителей страны. От предвкушения того, как все будет, у меня загораются глаза. Чувствую себя так, как мои первоклассники, которые приходят на урок и ждут чего-то нового.

Беседовала Надежда ШРАМ.

 

Последние новости

Координационный совет по экономической политике Республики Адыгея обсудил новые инвестиционные проекты

Важные инициативы для развития экономики региона были представлены на заседании Совета.

Инвестиционные проекты в Адыгее: новые горизонты развития

Координационный совет одобрил ключевые инициативы для улучшения экономической ситуации в регионе.

Новая рейтинг-система для малого и среднего бизнеса

Инструменты самодиагностики помогут компаниям оценивать свой потенциал и сравнивать себя с конкурентами.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Воркуте

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *