«Мы должны уметь разрабатывать то, что раньше где-то закупали. И без науки это невозможно»
12 февраля – ИА SM.News. В День российской науки в интервью ИА «SM-News» она рассказала о проектах, которые реализует университет, перспективах для студентов и молодых ученых,
12 февраля – ИА SM.News. В День российской науки в интервью ИА «SM-News» она рассказала о проектах, которые реализует университет, перспективах для студентов и молодых ученых, методах искусственного интеллекта и запросе региона на инновации.
— Елена Сергеевна, АГУ получил финансирование на продолжение реализации программы развития в рамках программы «Приоритет 2030». По вашим оценкам, что это даст университету и какие уже есть результаты?
— Участие в программе «Приоритет 2030» дало университету новые возможности. Сегодня мы можем вести исследования на уровне передовых вузов и оставаться таким образом на переднем крае науки. Сегодня ученые экспериментируют не только для получения нового знания, но, в большей степени, для его применения в решении конкретных практических задач.
Именно такие проекты мы и развиваем. Один из них – агроматематика. Это неофициальное, но уже закрепившееся среди ученых университета название. Проект нацелен на использование возможностей искусственного интеллекта для точного земледелия.
Мы откликнулись на существующий запрос аграриев и начали с болевой точки – биозащиты растений. Ежегодно урожаи страдают от вредителей, болезней. В проекте используется аэрофотосъемка гиперспектральной камерой, и затем на основе анализа большого числа изображений при помощи искусственного интеллекта определяется уровень заболеваемости растений и степень пораженности. Новые технологии дают точность и оперативность.
— Земледелие и искусственный интеллект. Кто бы мог подумать, что такие разные сферы можно объединить в один научный проект? Как возникла эта идея?
— Весной прошлого года во время визита в Адыгею наш университет посещал вице-премьер России Дмитрий Чернышенко, который отметил, что АГУ имеет большой потенциал для подготовки IT-кадров и может на высоком уровне проводить исследования в сфере искусственного интеллекта. В России шесть центров, которые занимаются именно этим направлением, они поддерживаются государством, их финансируют по отдельным программам. Вице-премьер дал поручение привлечь АГУ к их работе. Уже есть соглашение с ВШЭ, договоренность с МФТИ, а со Сколтехом и Иннополисом сейчас находимся на стадии формирования технического задания и команд.
— Искусственный интеллект проник даже в гуманитарные науки?
— В программе развития университета заложено использование методов искусственного интеллекта в гуманитаристике. Пока — в лингвистике. Второй шаг – цифровая история. Это анализ исторических источников, обработка электронных текстов.
Другой пример: недавно в АГУ запущена лаборатория по экспериментальной лингвистике, один их проектов которой реализуется с использованием методов искусственного интеллекта.
Сейчас команда лаборатории занимается темой билингвизма (двуязычие), в частности, тем, какие могут быть преимущества у людей, хорошо владеющих двумя языками. К примеру, русским и адыгейским. Сотрудники собирают большие массивы данных (снимки МРТ, данные видеоокулографа) и через нейросеть анализируют их.
Научный руководитель проекта – директор Центра языка и мозга Высшей школы экономики Ольга Драгой. Этот вуз, кстати, один из наших ключевых партнеров.
— То есть используется практика, когда в вузе работают сторонние специалисты?
— Да, мы приглашаем специалистов из других университетов и научных центров для консультирования по той или иной тематике. Будем объективны: есть новые, прорывные направления, в которых кто-то преуспел больше. Почему бы не перенять их опыт?
Это эффективный путь, что видно по результатам работы Кавказского математического центра, который создан в коллаборации с Московским физико-техническим институтом. Мы привлекли интеллектуальный и кадровый ресурс МФТИ, у нас работает член-корреспондент РАН Алексей Савватеев. Это позволяет реализовывать интересные проекты в области дискретной математики, математического образования, работы с одаренными детьми. Студенты в этих проектах достигают значимых научных результатов.
— Судя по этому примеру в вузе сейчас стираются границы между дисциплинами…
— Сегодня силами одной науки невозможно изучать сложные природные и социальные объекты. В современной науке основным подходом в исследованиях становится междисциплинарность.
В 2022 году в АГУ созданы научно-образовательные кластеры. Каждый кластер объединяет несколько подразделений университета, которые используя междисциплинарный подход, будут решать задачи на стыке ряда образовательных направлений и научных исследований.
— Преподавательский состав к этому готов?
— Университет – это, в принципе, очень консервативная структура. Поэтому, конечно, и у преподавателей были сомнения, где-то даже недопонимание. Но мы проводим стратегические, проектные сессии, обучающие семинары, и большинство коллег готовы поддержать динамичный курс, который взял университет.
И, кроме того, мы стараемся мотивировать преподавателей. Был объявлен конкурс на получение внутренних грантов для научных коллективов. Проекты победителей получили финансирование на проведение научных исследований: до миллиона рублей для научно-исследовательских коллективов преподавателей и 100 тысяч рублей — студенческие исследовательские команды.
Конкурс показал свою эффективность. Один из успешных студенческих проектов – атлас завезенных в Россию (инвазивных) и представляющих опасность для экологии юга страны животных. Атлас включает 40 видов опасных животных. Из самых злостных — мраморный клоп, наносящий вред плодовым и цитрусовым, а также самшитовая огнёвка, из-за нашествия которой на Западном Кавказе практически полностью исчезли самшитовые леса.
— Какие возможности это дает студентам?
— Колоссальные! Они участвуют в самых передовых проектах. Для примера: в АГУ создана молодежная лаборатория возобновляемых источников энергии, четверо сотрудников которой – студенты. Это очень серьезный проект, нацеленный на достижение технологического суверенитета страны. В рамках работы лаборатории мы взаимодействуем с крупнейшими компаниями, нашим индустриальным партнером является подразделение «Росатома» — Троицикий институт инновационных и термоядерных исследований.
Естественно, студенты понимают, насколько это перспективно, какие возможности это дает, и включаются в работу.
Мы активно развиваем академическую мобильность: предоставляем студентам возможность выезжать в другие вузы, участвовать в мероприятиях вне университета. Таким образом они видят, что кто-то, возможно, работает на других скоростях. И, безусловно, это заряжает!
Для сравнения: если раньше на научные мероприятия у нас выезжало за год максимум 40 студентов, то в прошлом году – более 100. Причем это весьма серьезные мероприятия, со строгим отбором. Наши студенты и магистранты участвовали в Конгрессе молодых ученых, становились финалистами всероссийского молодежного форума «Наука будущего – наука молодых».
— Можно говорить о том, что престиж науки растет?
— Однозначно. И молодежь это понимает и с большим желанием идет в науку. Молодые люди ведь весьма прагматичны. И сейчас в науке они видят пути, которые обеспечат им будущее.
Но нужно понимать, что научная деятельность – это не массовая история. Это очень специфичный труд. Есть статистика. Высшая школа экономики проводит анализ уже много лет и пришла к таким выводам: из всего числа студентов только 20% проявляют активность по внеучебной деятельности. И из них лишь 3-5% готовы заниматься наукой. Такая ситуация в вузах по всей стране. Поэтому наша задача – найти, развить и удержать эти три процента.
К счастью, сейчас на это нацелена государственная политика, и молодые люди, имеющие способности к научной деятельности, понимают, что их знания нужны стране, что быть ученым – престижно, а исследования — применимы в жизни.
— Научная повестка университета ориентирована на развитие региона?
— Когда мы проектировали, как в АГУ должна развиваться наука, мы ставили две стратегические цели: не отставать от передовых исследований и участвовать в развитии региона. В Адыгее есть запрос на инновации. А университеты являются основными драйверами инновационного развития!
Мы не ограничиваемся только подготовкой кадров. Инновации, разработки, их внедрение в различные сферы реальной экономики — это отдельная политика университета. А сегодня это еще и важная государственная задача. Мы должны уметь разрабатывать то, что раньше где-то закупали. И без науки в этом направлении двигаться невозможно.
АвторДиана Владимирова
Последние новости
Координационный совет по экономической политике Республики Адыгея обсудил новые инвестиционные проекты
Важные инициативы для развития экономики региона были представлены на заседании Совета.
Инвестиционные проекты в Адыгее: новые горизонты развития
Координационный совет одобрил ключевые инициативы для улучшения экономической ситуации в регионе.
Новая рейтинг-система для малого и среднего бизнеса
Инструменты самодиагностики помогут компаниям оценивать свой потенциал и сравнивать себя с конкурентами.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований