Начало пути к спортивным вершинам. Репортаж “СА” с занятий по дзюдо для дошколят

Федерация дзюдо России запустила пилотный проект «Дошкольное дзюдо»,

Фото: Артур Лаутеншлегер

Федерация дзюдо России запустила пилотный проект «Дошкольное дзюдо», который реализуется в Адыгее Майкопским государственным технологическим университетом в сотрудничестве с Федерацией дзюдо РА и республиканским Комитетом по физической культуре и спорту. «СА» побывала в майкопском детском саду №21. Именно здесь впервые в республике проходят дополнительные занятия по физической культуре с элементами дзюдо для дошкольников.

Наставники

Разноцветные стены, яркие мячи, обручи и ракетки — просторный спортивный зал детского сада №21 полностью оборудован современным инвентарем. Сейчас в нем не хватает только одного — шумных и активных малышей.

Однако в зал входят не они, а спорт­смены высочайшего уровня, выпускники Майкопского государственного технологического университета. Это мастер спорта международного класса по борьбе дзюдо Рустам Шевоцуков и мастер спорта по дзюдо Айдамир Тюльпаров.

Дзюдоисты не ошиблись спортивным залом. Они здесь, чтобы провести очередное занятие по дзюдо для воспитанников детского сада. Занятия выстраиваются с учетом возрастных особенностей детского организма от 4 до 6 лет и проходят дважды в неделю — по понедельникам и средам.

— С детьми всегда тяжело, но интересно. Мы, как тренеры школы дзюдо, привыкли работать с детьми от семи лет, поэтому тренировки малышей 4-6 лет стали для нас вызовом. Конечно, даже с первого взгляда можно определить физический уровень ребят. Но наша задача — помочь детям не только развиться физически, но и получить психологическую базу для дальнейших занятий дзюдо, — рассказал Рустам Шевоцуков.

Дети ждут одобрения и требуют внимания, поэтому так важно следить за прогрессом каждого. Уже на первом занятии ребята поняли, чего хочет от них тренер, и стараются выполнять все упражнения

Опытные дзюдоисты не раз побеждали сильнейших противников из России и мира, но занятия с детьми оказались не менее серьезным испытанием для спортсменов.

— При работе с детьми нужна педагогическая квалификация. Здесь не обойтись только специфическими знаниями по дзюдо, — считает Айдамир Тюльпаров.

И, прежде чем работать с малышами этой возрастной группы, тренеры прошли обучающий семинар «Научно-методические основы занятий с детьми дошкольного возраста физической культурой с элементами средств дзюдо» на базе МГТУ.

Согласно рекомендациям

До начала занятия еще десять минут. В коридоре слышны звонкие голоса и быстрые шаги. В группе двадцать малышей, но в зал заходят только восемнадцать — по вине ветрянки. Юным физкультурникам не терпится начать тренировку, но первым делом — осмотр.

— Подходите по одному и называйте имя и фамилию, — напоминает девушка в белом халате.

Но первыми к ней подходим мы с фотокором — малыши все еще побаиваются термометров и ростомеров.

Татьяна Березина и ее одногруппница Ангелина Назаренко — студентки 4 курса педиатрического факультета МГТУ. На последнем году обучения они решили набраться опыта в профессии и поучаствовать в проекте «Дошкольное дзюдо».

— Мы записываем возраст каждого ребенка, измеряем его рост, обхват грудной клетки, функциональные показатели дыхательной и сердечно-сосудистой систем , — рассказывает Ангелина.

Основное ограничение для занятий — отсутствие медицинской справки от участкового педиатра.

— Дети хоть и стесняются, но понимают, что осмотр необходим. А еще им нравится дуть в спирометр для измерения объема легких, — отмечает Татьяна.

К радости малышей, осмотр закончился. Маленькие спортсмены послушно встают вдоль одной из сторон борцовского ковра — татами. Нетерпеливо переглядываются.

— Рей , — приветствует их Рустам. И ребята кланяются.

— Кушали сегодня? Спали? Вижу, что бодрые, — обращается к ним Айдамир. Дружный детский хор отвечает: «Да!»

Начинается разминка. Наставники находятся на татами вдвоем и контролируют правильное и безопасное выполнение упражнений. Вот один из ребят слишком активно размахивает руками — может ударить стоящих рядом. Но Рустам замечает ошибку и спешит на помощь:

— Чуть спокойнее. Вот так. Другое дело.

Старт проекта

С приветливой улыбкой в зал входит научный руководитель проекта — декан экологического факультета МГТУ, профессор Галина Коновалова.
Пока дети выполняют разминку, беседуем с Галиной Михайловной.

— Мы согласовали проведение проекта с Федерацией дзюдо России, провели открытые занятия, подготовили кадры для республики, изучили опыт других регионов и заключили четырехсторонний договор между Майкопским государственным технологическим университетом, Федерацией дзюдо РА, Комитетом по физической культуре и спорту региона и детским садом №21. Проект реализуется при поддержке Федерации дзюдо России, — говорит Галина Коновалова.

По ее словам, несмотря на популяризацию единоборств среди детей раннего возраста, существует опасность неправильного построения тренировочного процесса. В связи с этим по инициативе президента России Владимира Путина появился пилотный проект «Дошкольное дзюдо». Он запущен 15 сентября 2018 года в Сочи, а в дальнейшем получил свое развитие в Санкт-Петербурге, Туле, Грозном, а с 2020 года — еще и в Майкопе. В рамках проекта на базе МГТУ прошел всероссийский семинар для обучения тренеров, по итогам которого педагогическую подготовку получили 16 тренеров из Адыгеи. Это самый высокий показатель среди всех регионов России.

Уникальное сотрудничество

Как патриот своей малой родины, Галина Михайловна заинтересована в развитии актуального для Адыгеи вида спорта.

— Мое участие в проекте началось в 2018 году в Сочи. В республике проект появился в честь памяти о Якубе Коблеве, которого я считаю своим первым научным руководителем. Это был человек, который посвятил всю жизнь развитию спортивной борьбы в Адыгее. Он мечтал, чтобы дзюдо в республике было представлено от дошкольного возраста до мастеров спорта и олимпийцев , — рассказывает научный руководитель проекта.

На вопрос, почему для участия было выбрано МГТУ, Галина Михайловна с гордостью отвечает:

— Уникальность в том, что впервые в России к проекту подключилось учреждение, где ведется подготовка врачей. В работе участвуют не только студенты медицинского института МГТУ, но и врачи-педиатры, работающие в поликлинической практике. Мы со студентами педиатрического факультета изучаем влияние дозированных физических нагрузок на функциональное и физическое развитие детей дошкольного возраста. Кроме того, ребята получают практический навык врачебного контроля за степенью переносимости физических нагрузок и оценкой эффективности занятий физической культурой.

Как руководитель проекта, Галина Михайловна строит большие планы на будущее.

— Детский сад №21 — это лишь первая площадка. Планируем распространить проект на все районы Адыгеи. Кстати, в каждом из них тренерский состав уже полностью подготовлен к работе с детьми, — отмечает она.

Безопасная борьба

Детское многоголосие вновь привлекло наше внимание. Наблюдаем за тренировкой.

Юные дзюдоисты завершили разминку и готовятся к выполнению основного комплекса упражнений: прыжки в длину и высоту, приседания, отжимания, бег с места.
Казалось бы, все стандартно, а где же дзюдо?

— Мы преподаем детям начальную и общую физическую подготовку с начальными элементами борьбы дзюдо — страховка, перевороты. Углубленные приемы нападения и обороны и сложные акробатические упражнения показывать таким малышам рано. Стараемся, чтобы к 7 годам ребята получили базовое физическое образование и пришли в спортшколу олимпийского резерва по дзюдо, — говорит Айдамир Тюльпаров.

Действительно, в утвержденном Федерацией дзюдо России списке методических указаний для проведения занятий с детьми дошкольного возраста нет бросковых и спарринговых движений. Исключены и работы с отягощением. Вместо этого — уроки «безопасного падения»…

Рустам говорит ребятам сесть на татами, наклониться назад, затем расставить и напрячь руки, чтобы не удариться головой. Тренер командует: «Хаджиме!» Мы в растерянности, но дети сразу понимают — начинается упражнение. Каждый старается изо всех сил. Места не хватает — приносят еще несколько матов.

Тренеры меняют задание. Теперь ребята отрабатывают отжимания — кто сколько сможет. Кто-то постарался отжаться трижды, а у кого-то пока получается один раз. Но после любого результата дети слышат одобрительное: «Вы самые сильные, молодцы!»

В промежутке между сменами упражнений интересуемся у Рустама, как ему удалось найти подход к дошколятам.

— Дети ждут одобрения и требуют внимания, поэтому так важно следить за прогрессом каждого. Уже на первом занятии ребята поняли, чего хочет от них тренер, и стараются выполнять все упражнения. К тому же мы привыкаем друг к другу, что сказывается на эффективности занятий, — говорит спортсмен.

Несмотря на четкое соблюдение плана занятия, тренеры всегда находят момент для шутки или игры.

— При общении с детьми важно найти правильные слова и наладить контакт. Но также необходимо сконцентрировать внимание малышей на работе, — делится Айдамир.

После каждого упражнения — прыжков или «велосипеда» — всегда следуют похвала тренера и минутка отдыха.

— Занятия не должны наносить вред ребенку. Упор делается на развитие гибкости и координации. В программу также вошли упражнения, оказывающие влияние на развитие высшей нервной деятельности центральной нервной системы, которые дети не выполнят в быту , — рассказывает Галина Коновалова.

По словам специалиста, такие упражнения выполняют оздоровительную, развивающую, образовательную, воспитательную функции и способствуют профилактике детского травматизма.

Плоды тренировок

Кроме очевидной пользы для физического здоровья, дзюдо способно воспитать психологически устойчивого человека.

— Борьба дзюдо имеет особую философию: почитание старших, умение слушать и работать в команде , — отметил Айдамир.

Помимо тренировки мышц, малыши с первого дня занятий изучают японскую терминологию — команды дзюдо, знание которых оценят тренеры.

После первого года занятий ребят ждет оценка уровня физической подготовленности: гибкости, ловкости, выносливости и скоростно-силовых способностей. Не забудут проверить и состояние здоровья по функциональным показателям.

— Мы хотим проследить изменения в физическом и психическом развитии детей благодаря тренировкам, а также оценить эффективность занятий. Для перехода в следующую группу дети продемонстрируют свои умения в элементах дзюдо — падение, страховка — и знания терминологии. Тренеры дадут им команду на японском, а ребята должны продемонстрировать знания и умения, которые они получили, — рассказала Галина Михайловна.

Самые «стойкие» сменят футболки и шорты на профессиональную форму дзюдоиста — кимоно. До экзамена ребята уже должны знать все элементы костюма, уметь завязывать пояс. Конечно, в этом им помогут наставники.

Первая площадка

Детский сад общеразвивающего вида №21 был выбран для апробации проекта не случайно. Организаторов устроила его материально-техническая база, а также заинтересованность руководства в новой для региона нише дошкольного физического образования.

Занятия всегда посещают воспитатели сада. В этот раз на тренировку пришла инструктор по физической культуре Мариет Хут.

— Интересно наблюдать, как дети выполняют новые упражнения. Любая правильно подобранная физическая нагрузка положительно влияет на состояние организма. У нас есть две спортивные секции, которые работают в течение всего учебного года. Дошкольное дзюдо — дополнительная бесплатная спортивная опция на базе нашего детского сада, которая не только способствует развитию ребенка, но и упрощает жизнь родителям, так как, не отрывая ни минуты от своего рабочего времени, они могут записать ребенка на занятия, — рассказала Мариет Хут.

Чтобы записать ребенка на дзюдо, родителям нужно предоставить в детский сад заявление-согласие и справку от педиатра.

Каждое занятие длится 45 минут, и нынешнее уже близится к завершению. Наставники успокаивают развеселившихся малышей.

— Соре мадэ , — завершает тренировку Айдамир.

Дошколята повторяют церемониальный поклон. Занятие закончилось. Воспитатели интересуются у малышей:

— Вам понравилось? Придете еще?

На что получают громогласное: «Да!»

Воспользовавшись случаем, общаемся с шестилетним Кириллом Статейкиным. Он один из старших в группе. Спрашиваем, что больше всего запомнилось.

— Мне нравится не больно падать и прыгать, как лягушка. Обожаю сюда ходить, это весело, — делится эмоциями Кирилл.

На следующем занятии юные дзюдоисты вновь заполнят спортивный зал, а по пути домой расскажут родителям, какие движения и команды они сегодня выучили.

Наталья МАЛЬЦЕВА.

Последние новости

Координационный совет по экономической политике Республики Адыгея обсудил новые инвестиционные проекты

Важные инициативы для развития экономики региона были представлены на заседании Совета.

Инвестиционные проекты в Адыгее: новые горизонты развития

Координационный совет одобрил ключевые инициативы для улучшения экономической ситуации в регионе.

Новая рейтинг-система для малого и среднего бизнеса

Инструменты самодиагностики помогут компаниям оценивать свой потенциал и сравнивать себя с конкурентами.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Серове на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *