Учиться мыслить креативно. Кого готовят в школе креативных индустрий Майкопа
Фото: Ольга Ефимова/Советская Адыгея Под конец рабочего дня у здания майкопской школы искусств №1 маленький ажиотаж.
Под конец рабочего дня у здания майкопской школы искусств №1 маленький ажиотаж. Подъезжают и уезжают машины, на лестнице у центрального входа толпятся дети — кто-то с музыкальным инструментом, кто-то с папками и партитурами… «Здесь всегда как будто идет какой-то концерт», — шутит одна из родительниц, которая привела свою дочь на занятия в ДШИ в одну из студий школы креативных индустрий. Чему здесь можно научиться — в материале «СА».
Шесть студий
Школа креативных индустрий на базе ДШИ №1 начала работать в минувшем сентябре.
— Это своеобразный образовательный центр, где реализуются программы дополнительного профессионального образования в сфере основных направлений креативных индустрий. С началом учебного года здесь открылось шесть современных студий: «Звукорежиссура и звуковой дизайн», «Фото- и видеопроизводство», «Анимация и 3D-графика», «Дизайн», «Электронная музыка» и «Театральные технологии», — перечисляет руководитель Школы креативных индустрий на базе ДШИ №1 Виолетта Згода. — Все студии интересные, поэтому дети были набраны довольно быстро. Всего у нас сейчас 120 учащихся. Категория подростковая — от 12 до 17 лет. В студиях по две группы. Занимаются по 10 человек, к каждому используется индивидуальный подход.
Школы креативных индустрий в Адыгее созданы на базе двух учреждений допобразования — ДШИ №1 и ДШИ №6 в рамках реализации федерального проекта «Придумано в России». Для этого в прошлом году из федерального бюджета было выделено более 146 миллионов рублей. Эти средства пошли не только на непосредственное обустройство студий, но и на реконструкцию и текущий ремонт помещений. Ведь Школа креативных индустрий сама должна выглядеть креативно.
На языке камеры
Мы идем по коридору, оформленному световыми инсталляциями, и создается ощущение, что находимся в небольшом отсеке космического корабля. По обе стороны высокотехнологичные классные комнаты, оснащенные современным оборудованием и новейшим специализированным программным обеспечением.
Как раз сейчас идет занятие в студии «Фото- и видеопроизводство». Ребята работают над фотографиями, которые сами снимали несколько дней назад.
— Обрабатываем на компьютере свои зимние «зарисовки». Мне нравится и фото-, и видеосъемка. Увлеклась этим недавно, — рассказывает ученица 22-й гимназии Майкопа Вероника Малинина. — Думаю, приобретенные здесь знания и умения мне помогут, если , например, решу вести свой блог или захочу стать фотографом. Творческие задумки у меня уже есть. Люблю снимать природу, животных и людей.
Эта студия у подростков пользуется особой популярностью. С основами видеопроизводства ребят знакомит заслуженный журналист РА, видеооператор ГТРК «Адыгея» с более чем 30-летним стажем Александр Никанов.
Фото: Ольга Ефимова/Советская Адыгея— Даю ребятам то, что сам лучше всего умею делать, — говорит он. — А от них стараюсь узнать, что сейчас интересно им. Мои дети выросли, а это уже следующее поколение ребят. И они тоже другие. У них гаджеты, они более интерактивны. Им надо быстро снять, быстро это выложить. Наша задача — научить это делать качественно, а впоследствии и профессионально. Ребята большие молодцы. Иногда я представляю: если бы меня в свое время в школе вот в такую студию «закинули», где все самое лучшее и современное, я бы потерялся, наверное. А наши ученики все схватывают на лету. Только объяснил, а они уже тут же начинают делать. Еще хочу добавить — аппаратура здесь вся новая и профессиональная: современные камеры, самые мощные компьютеры с крутым программным обеспечением.
Занятия проходят в легкой творческой атмосфере. Где-то даже в игровой форме, делится преподаватель фотоискусства Эдуард Лаутеншлегер. Он сам из династии фотографов. Самый молодой педагог с детьми легко находит общий язык.
— У нас интересно, потому что все очень наглядно. Можно подержать оптику руками, походить, что-то ею поснимать. А это уже творческий процесс. Потом отснятый материал на компьютере обработать. Это увлекательно. Недавно, например, снимали концерт здесь, в школе искусств. Дети ходили по залу, сами искали интересные ракурсы. У них своего рода азарт появился. За прошедшие полгода у нас ни один человек не отсеялся. И еще 15 ребят записались, ждут своей очереди , — рассказывает Эдуард.
Музыкальная индустрия
У тех, кто не попадет в интересующую студию в этом учебном году, есть возможность записаться на следующий. В 2024-м планируется очередной набор.
— Набор осуществляется каждый год. А само обучение рассчитано на два года. По итогу у каждого из ребят будет защита своего, созданного здесь, проекта. Многие из них уже над чем-то работают. Что немаловажно — как в индивидуальных проектах, так и в коллаборациях между студиями. Например, «Театральные технологии» и «Видеопроизводство» между собой уже сотрудничают над идеей съемки видеожурнала по типу «Ералаша» — операторами будут «видеостудийцы», а актерами, понятное дело, выступят учащиеся «Театральных технологий». Ребята из «Звукорежиссуры» уже написали авторскую песню. Написали слова, записали звук, наложили музыку. Теперь, чтобы красиво презентовать, собираются снимать клип. И этим тоже займутся наши ребята. Так что, с одной стороны, кажется, что все это различные виды деятельности, но по факту получается много проектов, где без помощи друг друга не обойтись, — объясняет Виолетта Згода.
Детям очень нравится создавать героев игр. У нас есть отдельный курс, который называется «скульптинг», где мы лепим персонажей из пластилина, но на компьютере.
Писать музыку, создавать звуковые фрагменты, а также самостоятельно записывать свои треки и обрабатывать их в специальных программах дети учатся в студии электронной музыки. А знакомятся с музыкальной индустрией в целом, узнают об основах таких профессий, как звукорежиссер, электронный музыкант, на базе студии «Звукорежиссура и звуковой дизайн». Здесь преподает композитор Руслан Иркаев. Этот педагог какое-то время жил в Москве, где успел поработать в качестве композитора и аранжировщика с некоторыми ведущими артистами современной эстрады, среди которых Полина Гагарина, Александр Малинин и др.
— Сейчас работать даже на удаленке легко. Мы живем в современном мире, где есть интернет. Можно сделать какой-то материал, собрать костяк, как мы говорим — «рыбу», и отправлять, например, тому же исполнителю. И если работа одобряется, дальше идут, по сути, юридические дела. Мне хочется передать новому поколению вот это цифровое мышление, видение. И научить переносить звучание инструментов аналоговых в цифровой мир — в компьютер, где можно получить еще более качественный звук. И я вижу, что моим ученикам все это очень интересно. Они даже не разговаривают между собой на занятиях — все слушают заинтересованно, — рассказывает Руслан Иркаев.
Фото: Ольга Ефимова/Советская Адыгея Технологии театра
Зато в соседней студии «Театральные технологии» в это время шумно. Здесь как раз идут занятия по основам актерского мастерства. Учащиеся, как говорится, разрабатывают свой речевой аппарат. Но этим не ограничиваются. Работают здесь и с театральным светом, и со звуком. Учиться предпочитают на практике. Например, помогают проводить школьные мероприятия как художники по свету. И даже уже сами попробовали себя на сцене, проведя свои первые новогодние утренники.
— Мы отыграли нашу постановку, и это было нелегко. Потому что для нас это был первый такой опыт. Конечно, мы к нему усиленно готовились, сами писали сценарий… Пришло много людей. Были и дети разного возраста, и их родители. Мы работали со всем залом. И, как можем судить, зрителю понравилось. Мы справились, получили большое удовольствие и наработали свой первый творческий опыт, — поделилась одна из учащихся студии ученица СОШ №2 Полина Боева.
Довольна первыми результатами и один из преподавателей студии, руководитель управления культуры Майкопа заслуженный работник культуры РА Роза Цеева.
— Реализую здесь еще и свои далеко идущие планы, — улыбается она. — Хочу найти детей, из которых можно вырастить профессиональные кадры. Это и будущие ведущие, и будущие аниматоры — те, кто сможет заниматься организацией мероприятий в нашем городе. Мы их, конечно, ждем в сфере культуры, потому что нуждаемся в таких специалистах. Сейчас самое время. Вы же видите, как в рамках нацпроекта «Культура» меняются наши учреждения. Появляется новое оборудование, но современных молодых специалистов, которые могли бы пользоваться мультимедийными технологиями, пока не хватает. И все представленные здесь студии направлены на то, чтобы их вырастить. Даже в штатных расписаниях сейчас появились такие должности, как специалист информационных технологий, специалист мультимедийного оборудования, менеджер по организации культурно-массового досуга.
Перспективы будущего
Виолетта Згода тоже считает, что все эти индустрии в современном обществе востребованы и имеют хорошие перспективы в ближайшем будущем.
— Ребята, получив у нас знания и навыки, могут пойти дальше — поступать в вузы на подобные специальности, — говорит педагог.
Где могут работать такие специалисты? У современных профессий широкая направленность. Например, то же фото- видеопроизводство. Сейчас цифровой мир без такого контента сложно представить. В любой крупной организации требуется ведение госпабликов, социальных сетей, сайтов… Везде ведение отчетности предполагает наличие фото и видео. Учреждениям нужны фотографы, видеографы. Звукорежиссура — тут, конечно, уже своя специфика. Хорошего звукорежиссера сейчас не так-то легко найти. Дизайнера профессионального тоже — на создание тех же сайтов, афиш, презентационных открыток.
А эти навыки приобретают уже в студии «Дизайн, анимация и 3D-графика». Здесь преподает Марина Репенко.
— 3D, например, мне кажется, сейчас уже стало применяться во всех сферах жизни, куда бы мы ни посмотрели. Это и архитектура, и дизайн. Причем дизайн в разных направлениях — ландшафтный, интерьерный, одежды, игровой. Детям очень нравится создавать героев игр. У нас есть отдельный курс, который называется «скульптинг», где мы лепим персонажей из пластилина, но на компьютере. Занимаемся и моделированием комнаты. Проходим систему частиц, их физические свойства. В общем, захватываем разные области 3D-графики.
И у этой студии, как и у других, есть уже свои промежуточные наработки. Своей деятельностью Школа креативных индустрий с удовольствием делится в социальных сетях. Сейчас для всех участников такого масштабного нового проекта важно показать результат. И конечно, творческая молодежь планирует принимать участие в различных республиканских и всероссийских конкурсах профессионального мастерства.
Елена ЮСЕФ
Последние новости
Россияне готовы доверить искусственному интеллекту контроль над финансами
Опрос показал, что почти половина россиян доверяет ИИ управление своими расходами.
Рост спроса на индивидуальное жилищное строительство в России
Индивидуальные дома становятся предпочтением россиян на фоне высоких ставок и изменившихся госпрограмм.
Специалисты НМИЦ оценили медицину в Адыгее
Эксперты провели анализ работы медицинских учреждений региона.
Промокоды и личные финансы
Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить