В Адыгейском государственном университете завершилась вторая Летняя школа по феномике растений

Летняя школа по феномике растений – уникальный проект Кавказского математического центра АГУ и Всероссийского института генетических ресурсов растений им.

Летняя школа по феномике растений – уникальный проект Кавказского математического центра АГУ и Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова (ВИР), который реализуется в рамках национального проекта «Наука и университеты» и федеральной программы «Хлеба России».

На протяжении недели на учебно-производственной базе Адыгейского государственного университета «Горная легенда» студенты и аспиранты АГУ, НТУ «Сириус» и Сибирского отделения РАН под руководством наставников студенты знакомились с современными подходами и методами фенотипирования. Программа школы включала теоретические и практические занятия по феномике растений, биоинформатике, гиперспектральному анализу изображений, посещение Майкопской опытной станции ВИР и доклады молодых ученых.

На лекции руководителя Лаборатории математических методов в области точного земледелия и биотехнологий АГУ Марата Алиева слушатели узнали  о последних достижениях в области технологий представлений гиперспектральных данных и их применении в сельском хозяйстве. Современные технологии позволяют фермерам сокращать количество пестицидов, уничтожая сорняки с помощью высокоточных лазеров. В некоторых странах урожай яблок помогают собирать дроны. А вовремя обнаружить невидимую глазу плесень и определить «на глаз» степень зрелости пшеницы помогает гиперспектрометр.

Кроме того, студенты приняли участие в большом эксперименте по изучению свойств пивоваренных сортов ячменя. Он проводится под руководством старшего научного сотрудника Института цитологии и генетики СО РАН Олеси Шоевой. Как показывает опыт, улучшает качество пива не только снижение белка в сортах ячменя, но и нарушение синтеза проантоцианидинов, которые накапливаются в оболочке зерна ячменя и попадают в пиво из пивного сусла и солода, вызывая помутнение пива.

Слушатели провели ручной анализ шести снопов мутантных растений и шести снопов их родительских форм по всем правилам феномики. Исследователи в лаборатории определили количество проантоцианидинов в родительских сортах и в мутантах и поставили задачу — выяснить, будут ли структурные отличия между формами ячменя с нормальным синтезом проантоцианилинов и их мутантными линиями, где этот синтез нарушен.

На закрытии со слушателями школы пообщался ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий . Он спросил, насколько полезными были занятия, чем понравилась школа, и рассказал о том, как был придуман проект.

- Идея соединить в школе и математиков, и биологов с приглашением специалистов возникла во время общения с директором Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова Еленой Константиновной Хлесткиной в прошлом году на конференции в Сириусе. У нас есть большой опыт в проведении студенческих школ различного направления, поэтому мы взялись за реализацию. Замечательно, что в этом дивном месте нам удается заниматься интересными вещами, - рассказал Дауд Мамий.

Заместитель директора по научно-организационной работе Федерального исследовательского центра «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова (ВИР)» Алексей Заварзин на закрытии поблагодарил от имени центра партнеров школы: Адыгейский государственный университет за организацию мероприятия, ООО “Феномика” за возможность работать с современными приборами, которые Россия со временем должна импортозаместить, и коллег из Майкопской опытной станции ВИР за сохранение коллекции генетических ресурсов. Он также рассказал о важности совершенствования технологий сбора фенотипических данных о растениях для реализации государственных задач по развитию генетики и генетических технологий до 2030 года и призвал участвовать в процессе.

- Я благодарю вас за активное участие, за интерес к этой теме. Очень рассчитываю, что коллеги-программисты и ботаники подадут на конкурс студенческих грантов АГУ проект по материалам снопового анализа, который тоже должен быть автоматизирован. Если команда выиграет этот конкурс, мы сможем применить результаты проекта на следующей школе по феномике растений. Надеюсь, что вы все так или иначе включитесь в эти исследования и будете развивать это направление, - сказал Алексей Заварзин.

По словам директора департамента исследовательских инициатив Елены Куквы, оргкомитет уже думает о проекте следующего года. Вторая школа по феномике растений позволила наметить планы и по развитию научно-образовательных треков в вузе в целом.

- Мы подводим итоги второй школы по феномике с надеждой, что будет третья. Нам стало понятно, как дальше совместно развивать направление. Я видела, насколько интересно и насыщенно было содержание школы. Думаю, что сегодня мы можем обменяться впечатлениями, дать обратную связь, полезную как для школы, так и для более полного запуска этого направления в АГУ , - сказала Елена Куква.


Последние новости

Координационный совет по экономической политике Республики Адыгея обсудил новые инвестиционные проекты

Важные инициативы для развития экономики региона были представлены на заседании Совета.

Инвестиционные проекты в Адыгее: новые горизонты развития

Координационный совет одобрил ключевые инициативы для улучшения экономической ситуации в регионе.

Новая рейтинг-система для малого и среднего бизнеса

Инструменты самодиагностики помогут компаниям оценивать свой потенциал и сравнивать себя с конкурентами.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Энгельсе на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *