Легенда русской разведки

   В республиканском книжном издательстве увидел свет историко-биографический роман Евгения Салова « Военный агент наш в Вене ».

Пресс-служба АРО КПРФ

 

 

    В республиканском книжном издательстве увидел свет историко-биографический роман Евгения Салова « Военный агент наш в Вене ». Главный герой новой книги — разведчик 2-го отделения Генерального штаба Российской императорской армии барон Федор Федорович Торнау (Торнов). Раньше он был известен читателям по его «Воспоминаниям кавказского офицера» о разведэкспедициях на Западном Кавказе в 1835-1838 годах. Книга Евгения Салова о неизвестном широкому кругу читателей периоде жизни и специальной службы полковника, а затем генерал-майора и генерал-лейтенанта Торнау в Вене в 1856-1873 годах. Он действовал там под дипприкрытием при русском посольстве. Проводил агентурную разведку, в т.ч. нелегальную, военно-политических и военно-технических секретов Австрийской империи — бывшей союзницы России, изменившей ей во время Восточной (Крымской) войны. Чужой среди чужих барон Торнау осуществлял уникальные разведоперации из ряда тех, что и сегодня остаются классикой тайной войны на секретном фронте. При этом русский военный агент и его негласные помощники из числа австрийских подданных ни разу, за 17 лет, не засветились в глазах Эвиденцбюро — австрийской военной разведки и контрразведки.

    Спустя годы, один из ее руководителей Максимилиан Ронге самоуверенно утверждал в книге о промышленном шпионаже, что русская военная разведка во второй половине XIX — начале XX века не смогла раскрыть ни одного военно-технического секрета Австрии. Правда, признавался там же, что ответственность за провалы в войне с Россией в 1914-1918 годах Генштаб австрийской армии повесил на собственную разведку и контрразведку. Для незадачливого Макса Ронге осталось тайной за семью печатями то обстоятельство, что все военно-технические новинки Австрии, включая чертежи нарезных орудий, крепостных поворотных башен, взрывателей, в том числе электроуправляемых, гранатных трубок, образцы пустотелых цилиндро-конических снарядов, артиллерийского пороха, экспансионных (разрывных) пуль расширительной системы для винтовок, новых пистолетов, образцы лака для артиллерийских орудий, аппараты телеграфной связи и т.п., похищенные из венского Арсенала австрийскими агентами русского разведчика, доставлялись спецкурьерами в Петербург, во 2-е отделение (прообраз современного ГРУ) Генштаба, а оттуда в Инспекции по артиллерийской и по инженерной части для исследования и использования в собственном военно-промышленном производстве и инженерном строительстве. То же проделывалось с секретными оперативными картами австрийского Генштаба и «закрытыми» приказами Военного министерства.

  Аналитические записки русского военного агента в Вене и его характеристики главноначальствующих лиц австрийской армии не оставляли сомнений, что в случае войны с соседями, неважно на востоке или на западе, империю Франца Иосифа Габсбурга ждет неминуемое поражение. А ее отказ от союза с Россией приведет, в конечном счете, к развалу лоскутной империи.

    В 1859 году Австрия проиграла все сражения Франции и Сардинии на Итальянском театре  войны. В 1866 году потерпела сокрушительное поражение в войне с Пруссией. Все это случилось еще при жизни Федора Торнау. А в 1916 году, через 26 лет после ухода русского разведчика-провидца в вечность, австрийская армия получила потрясший ее до основания Брусиловский удар на Луцком направлении. Оправиться от него Габсбургская империя уже не смогла. Не спасла ее и срочная переброска германских войск на Юго-Западный, русско-австрийский фронт. Потрясенный случившимся Франц Иосиф, 68 лет игравший в прятки с собственной судьбой императора поражений, покинул сей бренный мир. Его приемник Карл правил, как мог, распадающейся империей и привел ее к окончательному краху в 1918 году. Возмездие истории свершилось. Австрийский двор — основной виновник развязывания Первой мировой войны приказал долго жить. Вместе с ним канула в Лету Австро-Венгерская империя. Неизбежность такого финала Федор Торнау предсказал еще в 1867 году. Не его вина, что в Хофбурге, венской резиденции Франца Иосифа, не нашлось ни одной светлой головы, чтобы догадаться, куда влечет их рок событий.

    Может показаться удивительным, но именно в нашей стране вышла в 1934 году книга преподавателя курса агентурной разведки в Академии Генштаба К. Звонарева (Карла Кришьяновича Звайгзне), недалеко ушедшего в своих оценках от австрийца М. Ронге. Идеологизированный до крайности соотечественник утверждал в своих лекциях, что русские военные разведчики за рубежом барон Торнау, князь Витгенштейн, граф Адлерберг 3-й ничего не понимали в военном деле, а вместо разведки гуляли на великосветских балах, где только и умели, что пить вино и ухаживать за красивыми женщинами. Самодостаточного эксперта подвел вульгарно понятый классовый подход. По его лекалам, знатное происхождение автоматически превращало дворянского сына в бездарный в военном отношении персонаж. Эту мерку претендент на теорию агентурной разведки распространил и на Федора Торнау, сына артиллерии полковника — героя Отечественной войны 1812 года, внука генерала — сподвижника Суворова и Румянцева, племянника генерала от инфантерии (пехоты), генерал-адъютанта Нейдгардта, командира отдельного Кавказского корпуса, управляющего Закавказскаим краем, члена Государственного Совета. Сам Торнау-младший, выпускник элитного Царскосельского лицея, в 19 лет прапорщиком отправился на свою первую войну. Отличился дерзкой отвагой в рукопашной схватке с турками за город Рахов, где спас товарищей, угодивших в окружение. Получил первый в жизни орден. Участвовал в Польской кампании 1831 года. При штурме Варшавы получил контузию и повышение в чине — до подпоручика. Штабс-капитаном, а затем капитаном Генштаба участвовал в Кавказской войне — с 1832 по 1844 годы. Побывал в плену у горцев, с 9 сентября 1836-го по 9 ноября 1838 года, в междуречье рек Курджипс и Пшеха. С помощью ногайского князя Тембулата Карамурзина и при содействии красавицы-черкешенки Асланкоз Дауровой и кабардинского дворянина Хаджи Джансеида бежал из неволи. Был ранен в оружейной перестрелке в Ичкерийском лесу и вынесен из-под огня боевым товарищем бароном Врангелем. Участвовал в Крымской (Восточной) войне при осаде крепости Силистрия на Дунае. Горько переживал отказ командующего 2-й армией Михаила Горчакова от предложения создать разведывательно-диверсионный спецназ для разрушения тыла австрийских войск, вероломно вступивших в Придунайские княжества, на исконную территорию российских геополитических интересов. Проект Торнау был востребован в годы Великой Отечественной войны легендарным советским разведчиком и контрразведчиком Павлом Судоплатовым, создателем Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (прообраз современных сил специальных операций), начальника IV Управления НКВД СССР (диверсии и саботаж в тылу врага).

  Непонятый командующим армией, полковник Торнау намеревался выйти в отставку и вернуться к сохе, в Нижегородское имение на реке Тёше. Но военный министр Долгоруков задержал его в кадрах Генерального штаба, намереваясь использовать высокий интеллект и опыт участия барона в четырех войнах на заграничной разведработе. Говорить после  этого, что боевой офицер, прошедший огонь, воду и медные трубы ратной службы, испытавший все мыслимое и немыслимое в реальных сражениях, не разбирается в военном деле, по меньшей мере, странно.

    И все же, по мнению автора романа, К. Звонарев мог искренне заблуждаться в своей оценке русских военных агентов дореволюционного времени. Скорее всего, он не был знаком с  материалами Военно-ученого архива (теперь Российский государственный военно-исторический архив — РГВИА), подменив их соображениями «классового подхода». Но историческая истина всегда конкретна. Выдающиеся русские полководцы: князья Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, графы Александр Суворов и Михаил Кутузов, князь Петр Багратион, граф Дмитрий Милютин, дворяне Алексей Брусилов и Борис Шапошников тоже не были выходцами из пролетариата. Это не мешало им оставаться патриотами своего государства и Отечества, отмеченными Небом победителями недругов Руси — России. То же относится и к военным разведчикам, раскритикованным посмертно их же приемником. Возможно, злую шутку сыграла с ним близость во время Гражданской войны к предреввоенсовета Троцкому и его ультрареволюционному русофобскому окружению. А затем — к начальнику Генштаба маршалу Тухачевскому, наследовавшему принципы военной политики Троцкого, чьи социальные предрассудки и космополитизм заслоняли национально-государственные интересы и цели Отечества. Судьба Звонарева, грешившего преклонением перед германской школой военной разведки, трагична. В 1938 году он был арестован и по приговору военного трибунала расстрелян. Приближение войны с нацистской Германией и ее европейскими сателлитами требовало других людей во главе советской разведки и контрразведки.

    Своей книгой о военном разведчике и писателе Федоре Торнау в его венское время Евгений Салов восстанавливает историческую правду — справедливость, подвергнутую сомнению ревнителями мировой революции. Художественно-документальное исследование писателя-историка основано на целостном комплексе архивных источников из коллекции «Австро-Венгрия» РГВИА. Автор романа в течение семи отпускных сентябрей в 2014-2020 годах изучал их в фондах архива и первым из российских историков ввел непубликовавшиеся прежде документы в научный и литературный оборот. Время архивного поиска, трудное и вместе с тем счастливое открытиями, автор романа назвал образно своим Семисентябрием.

  Первая книга романа «Военный агент наш в Вене» поступает в государственные федеральные библиотеки, а также в  республиканские, городские и сельские библиотеки Адыгеи. В розничной продаже ее не будет.

  Издание адресуется профессиональным историкам и любителям исторической литературы, руководителям и сотрудникам специальных служб, всем читателям, неравнодушным к прошлому и настоящему отечественной разведки и контрразведки.

Последние новости

Координационный совет по экономической политике Республики Адыгея обсудил новые инвестиционные проекты

Важные инициативы для развития экономики региона были представлены на заседании Совета.

Инвестиционные проекты в Адыгее: новые горизонты развития

Координационный совет одобрил ключевые инициативы для улучшения экономической ситуации в регионе.

Новая рейтинг-система для малого и среднего бизнеса

Инструменты самодиагностики помогут компаниям оценивать свой потенциал и сравнивать себя с конкурентами.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Уссурийске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *